НЕ СТАРЕЕТ ДУШОЙ ВЕТЕРАН

В этом году Николаевке исполнилось 120 лет. Судьба некоторых её жителей связана с посёлком по 102, 95, 94 года. Число старожилов увеличивается. Время неумолимо спешит, и их это тревожит, так как каждый пройденный год приближает то время, когда оборвётся ниточка жизни…

В новом году мы будем праздновать 75 лет со Дня Великой Победы. На фронт из посёлка ушли 603 человека, 76 из них не вернулись с войны. А сейчас в Николаевке остался всего один участник Великой Отечественной войны, о котором я хочу написать, чтобы ещё раз вспомнить этого замечательного человека.

31 декабря Юрию Дмитриевичу Наволочкину исполняется 95 года. 18-летним пареньком он впервые увидел море. В 1942 году его призвали в армию и направили в Приморье на остров Русский, где находилось мореходное училище. Здесь новобранцев обучали морскому делу, а через несколько месяцев Юрий уже служил на Камчатке на подводной лодке «Щука», охраняя берега нашей Родины. Его назначили рулевым и сигнальщиком. Участок был очень ответственным. Подводная лодка должна патрулировать в приграничных водах и курсировать, не обнаруживая себя. На поверхности воды периодически появлялся перископ, после чего субмарина ложилась на дно. От Юрия зависело многое, главное – безопасность экипажа. По звуку, еле различимому, он должен был вовремя определить, какой самолёт или корабль появится на горизонте, а потом сообщить на командный пункт. Также очень трудно было найти и уничтожить корабль, который охотился за ними.

В 1943 году случаи нападения участились. От командования был получен приказ: «Найти и уничтожить». И, конечно, «Щука» ушла на задание. Гидроакустика засекла шум моторов. Выжидая момент для активных действий, экипаж принял известный манёвр, и все затаились. Противник тоже затих. Часы ожидания в обстановке строгой изоляции. Все члены команды сидели на своих местах без движения. Нельзя было кашлянуть, разговаривать. Надо было беречь кислород. Матросы шёпотом попросили Юрия прочитать что-либо наизусть. Ветеран вспоминает, что в детстве он очень любил читать произведения о приключениях графа Монте-Кристо. Командир лодки запретил разговаривать, так как кислород был уже на исходе. «Дышите реже», – скомандовал Юра матросам. Через некоторое время началась торпедная атака, в результате «Щука» уничтожила врага. После этого было затишье. «Вот так мы и воевали», – сказал Юрий Дмитриевич.

Демобилизовался наш отважный земляк в 1950 году и сразу же пошёл на работу. На лесозаводе трудился его отец, брат Лёва работал наладчиком, точил пилы. Юрий без труда освоил производство. Начальство подметило в нём черты трудолюбия, любознательность и другие важные черты. А главное – доброе отношение к людям, с которыми он работал. Ему предложили должность мастера, и молодой человек, долго не раздумывая, согласился. Рабочие до сих пор помнят его и с любовью вспоминают об их слаженной работе.

Время, время… Вот он уже пенсионер, которому и в этом статусе ему не сидится. На вопрос о здоровье у него всегда был один ответ: «У меня всё хорошо. Не дождётесь!». В школе № 2 он, частый гость. С удовольствием встречается с ребятами. А потом школьники приходят к нему. И каждый раз Юрий Дмитриевич рассказывает новую байку, а дети слушают и всегда просят: «Ещё, ещё что-нибудь…». И Юрий Дмитриевич рассказывает. Благо, что он словоохотлив и с радостью выполняет просьбу. Ветеран с гордостью рассказывает о своём брате Николае, показывает все его книги, спрашивает: «Кто читал, о чём здесь написано?». Скучает Юрий Дмитриевич по людям. У него тесный контакт с клубом «Белая акация». Юбилей (90 лет) мы отмечали с ним в кафе, куда он нас пригласил. Праздник удался на славу. Главное – доволен юбиляр.

Накануне 95-летия я спросила у Юрия Дмитриевича: «О чём у вас мысли?». «О своём человеческом долге перед малой родиной, о земле, в которую глубоко врос могучими корнями, питающими мои жизненные силы», – ответил он, глубокомысленно рассуждая. Ведь до 100-летия осталось всего 5 лет. Проживи их, дорогой ветеран, здоровым, нестареющим, таким же бодрым и любимым.

С днём рождения, Юрий Дмитриевич!