ФОТОГРАФИЯ НА «ДОЛГУЮ ПАМЯТЬ»

Какие эмоции возникают при взгляде на эту фотографию? В большинстве случаев одни смеются, другие улыбаются. Может, улыбнулась бы и жительница с. им. Тельмана Оксана Краснояружская, будь это фото для «домашнего использования». Но когда её несовершеннолетний сын, побывавший в одном из николаевских фотосалонов, привёз снимки, пришла в ужас, поскольку требовались они для официального документа.

И столь «экзотическое» изображение было просто неуместным в подобном случае. Вот и поспешила она в Николаевку, чтобы там помогли «укротить» вихры. В фотосалоне находилась сама хозяйка, к которой она и обратилась с искренней надеждой на взаимопонимание. Однако ей пояснили, что салон – это не парикмахерская. Есть необходимый минимум – зеркало и расчёска, а привести себя в порядок является заботой клиента. И можно было много говорить о том, что даже не всякий взрослый, особенно торопливый и озабоченный, с вниманием отнесётся к собственной внешности, не то что подросток. Но на все слова ответ был один – фотограф сделал свою работу безупречно, поэтому все претензии необоснованны.

Тогда незадачливая клиентка предложила поместить «вихрастое изображение» среди других фотообразцов, выставленных в салоне, но эту инициативу категорично отклонили. И отказались бесплатно отредактировать, а тем более, заново сделать снимки. Так что вопрос оставался открытым.

Вскоре женщине пришлось поехать в областной центр по делам. Конечно, она, воспользовавшись случаем, опять направилась в фотосалон с замиранием сердца, уже имея печальный опыт общения. Не знала, какой приём окажут горожане. Но уходила оттуда с радостью: там без лишних просьб и пояснений в «три клика» убрали упрямые кудряшки, причём, совершенно бесплатно. И снимок принял подобающий документу вид.

Посетительница с удовлетворением заметила явное удобство: компьютер, в отличие от николаевского салона, был развёрнут не «спиной» к ней, а монитором, давая возможность увидеть готовую к печати фотографию.

К этой истории профессиональные специалисты отнеслись по-разному. Одни, посмотрев на изображение, коротко сказали: «Ужас!», а другие, разделяя позицию хозяйки николаевского фотосалона, заметили, что мальчик уже взрослый, и сам должен был позаботиться о своей внешности.

Оставалось пообщаться с мастером, который и делал фото посетителя из с. им. Тельмана. Его мнение оказалось неумолимым: «У меня разные люди бывают. Одни приходят с вихрами, другие с соплями. Я что, должен им сопли вытирать?». И тут мне припомнился случай из недавнего, но такого далёкого теперь прошлого, и фотограф, у которого нередко приходилось обслуживаться. Он не просто щёлкал затвором, «выпуская птичку». Усаживал клиента, ища подходящий ракурс, «крутил-вертел», ставил «на место» подбородок и плечи, приглаживал прядки волос, что-то поправлял, даже пытался развеселить унылого или мрачного, чтобы не переносить «негатив» на бумагу. Одним словом, хлопотал, как хорошая хозяйка, заботясь не только о доверившемся ему человеке, но и о собственной репутации. И считал, что раз он взялся за работу, то обязан сделать всё от него зависящее, чтобы снимок получился безукоризненный, и посетитель остался доволен. А разве должно быть по-другому?