На сегодня экономическая ситуация в стране такова, что многие россияне находятся в тяжёлом материальном положении, не могут своевременно и полностью оплачивать коммунальные платежи. И помимо активного списания судебными приставами денежных средств с банковских карт должников, «заморозки» счетов, ареста движимого имущества, наиболее серьёзным является вопрос об аресте недвижимости, в частности квартир должников.

Законом прямо предусмотрена обязанность собственника платить за предоставленные ему коммунальные услуги. Согласно законодательству собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения, что чётко прописано в законе. Сама обязанность собственника квартиры по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги появляется с правом собственности на эту квартиру или с момента заключения договора социального найма. К тому же, собственник квартиры в многоквартирном доме обязан нести расходы на её содержание, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт указанного жилого помещения.

Ответственность по оплате коммунальных услуг целиком лежит на собственнике квартиры. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает также, в частности, и у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Итак, что же могут сделать коммунальные службы в рамках правового поля за неуплату?

Во-первых, коммунальные службы имеют право ввести ограничения для должника.

В качестве примера – ограничение режима потребления электрической энергии, которое вводится при нарушении обязательств по оплате электрической энергии. Также и организация, осуществляющая водоснабжение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение при наличии у абонента задолженности по оплате. Однако необходимо отдать должное – сами коммунальные службы не очень-то заинтересованы в таких мерах, а полное отключение обычно используют, если ограничение не дало эффекта или же нет возможности ограничить или уменьшить подачу воды и электроэнергии.

Во-вторых – обратиться в суд. Рассмотрим ситуацию, когда никакие меры коммунальных служб не помогают – и долг за услуги остаётся внушительным и непогашенным. С квартирой, находящейся в социальном найме, всё предельно просто и понятно: расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке (и только в случае невнесения нанимателем платы за коммунальные услуги в течение более шести месяцев). При этом если шестимесячный срок невнесения платы за спорное жилое помещение был прерван внесением ответчиками частичной платы за жилищно-коммунальные услуги, а также имеются уважительные причины, по которым ответчиками своевременно не производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг, а именно наличие у них серьёзных заболеваний, то суд может предоставить отсрочку для устранения нарушений.

Но как обстоит дело с квартирой, находящейся в собственности? Возможно ли на неё наложить арест? То, что коммунальные службы обращаются в суд за взысканием задолженности и получают исполнительный лист, – неоспоримый факт. Таким образом, неоплата коммунальных платежей является основанием для обращения организации, предоставляющей коммунальные услуги, в суд.

Но если здраво проанализировать ситуацию, то необходимо отметить, что для того, чтобы взыскание по коммунальным долгам было обращено на квартиру, находящуюся в собственности, размер этих долгов должен быть сопоставим с кадастровой стоимостью квартиры. Это положение вытекает из ФЗ «Об исполнительном производстве»: взыскание на имущество должника обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Как правило, стоимость квартиры во много раз превышает размер коммунальной задолженности.

Постановления Пленума Верховного Суда разъясняют, что арест несоразмерен в случае, когда стоимость арестованного имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительному документу при наличии другого имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание.

Казалось бы, предельно понятно. Однако следующее же предложение указанного Постановления говорит о том, что в то же время такой арест допустим, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведений о наличии другого имущества, на которое можно обратить взыскание, или при отсутствии у должника иного имущества, его неликвидности либо малой ликвидности.

То есть, теоретически, если сумма долга окажется довольно внушительной и никакого иного имущества у должника нет, то арест на квартиру может быть допущен. В таком случае судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе наложить арест на квартиру должника. Но в данном случае также имеется своё исключение.

Если квартира – это единственное имущество, на которое может быть обращено взыскание за долги, то закон становится на сторону должника, поскольку закон гласит: «Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение, если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением».

Таким образом, лишить собственника права собственности на квартиру за долги по коммунальным услугам практически невозможно. И прекратить право на долю в праве собственности на квартиру и выселить за неоплату коммунальных платежей вряд ли получится.

Но если лишить права собственности на квартиру практически невозможно, то наложить арест на недвижимость, несмотря на то, что оно является единственным жильём, всё же возможно.