Его оператором назначен Пенсионный фонд России. Данная электронная база позволит сократить сроки оказания государственных услуг и избавит людей с ограниченными возможностями здоровья от бесконечного сбора справок и многочисленных походов по инстанциям.

До 2017 года единой базы инвалидов в стране не было, что создавало массу проблем, в первую очередь для самих людей с инвалидностью. Нелёгкой задачей также было подсчитать число людей с ограниченными возможностями здоровья, так как у каждого ведомства была своя база, и данные в них разнились. Изменить ситуацию в лучшую сторону позволило создание Федерального реестра инвалидов. Это новый инструмент реализации государственной политики в отношении реабилитации людей с ограниченными возможностями и их интеграции в общество.

– Реестр представляет собой информационную систему, содержащую в себе всю информацию об инвалидах, в том числе необходимую органам власти для предоставления им услуг, – говорит начальник Управления Пенсионного фонда в Смидовичском районе Любовь Кретова. – Это позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между органами власти и необходимости предоставления инвалидом документов для получения услуг. Как результат – повышение эффективности государственного управления в области социального обеспечения и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг маломобильной категории населения. Более того, данные реестра позволят выявить категории инвалидов, для которых характерны проблемы при трудоустройстве, ещё до обращения гражданина в органы службы занятости.

Использовать сведения Реестра будут Пенсионный фонд, учреждения медико-социальной экспертизы, Минздрав, Минтруд, Минобрнауки и другие структуры Российской Федерации. Зарегистрированные граждане смогут осуществлять личный контроль и получать актуальную информацию. Учёт будет вестись на базе страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).

В реестр также войдёт информация о группе инвалидности, нарушенных функциях организма, степени утраты профессиональной трудоспособности, проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях. От Фонда социального страхования в базу вносятся сведения о выданных технических средствах реабилитации и путёвках на санаторно-курортное лечение. От Пенсионного фонда – о пенсиях и социальных выплатах инвалидам. К новой системе также подключатся все заинтересованные ведомства, в том числе и региональные.

Информационный обмен производится через систему межведомственного взаимодействия в режиме реального времени.

Программа имеет многоступенчатую систему защиты. У Пенсионного фонда большой опыт работы с массивами данных и его база одна из самых защищённых.

– Работа по внесению информации о детях-инвалидах в федеральный реестр уже завершена, – продолжает Любовь Кретова. – В настоящее время начинается деятельность с регионами и другими федеральными ведомствами по внесению полной информации по оставшимся категориям. В полной мере реестр заработает с 2018 года. С этого времени в нём будет работать «Личный кабинет», где зарегистрированные граждане смогут обращаться в любой орган власти в электронной форме. Там же человек сможет найти актуальные размеры назначенных социальных выплат и пенсии, дату следующего переосвидетельствования, отследить исполнение различными ведомствами своей программы реабилитации или абилитации.

Сейчас в Государственной Думе РФ обсуждают инициативы, связанные с доступностью зданий и других объектов для инвалидов. В рамках федеральной целевой программы «Доступная среда» изучаются вопросы обеспечения домов инвалидов-колясочников пандусами и переселения таких людей в новые оснащённые ими дома. Но всё задерживается из-за того, что пока нет полной картины о количестве нуждающихся.