«Пусть память  не угаснет никогда…»

Наследниками боевой славы дедов и прадедов является сегодня молодое поколение. Ему суждено беречь память о прошлом, которую очень легко потерять, утратить безвозвратно. Страшно, если такое случится. И чтобы сохранить её, требуется большая работа, которая выражается в самых разнообразных формах. Одной из них могут стать научно-практические конференции (НПК). На днях в Николаевской школе № 7 состоялось именно такое событие под названием «Мы – наследники Победы», посвящённое 75-летнему юбилею Великой Победы.

Пока многочисленные гости, задержавшись на короткое время в фойе, осматривались и проходили регистрацию, со стороны актового зала стали доноситься звуки мелодий и песен военной поры, настраивающие на определённую волну. Это были не записи, как подумали некоторые, а живой звук: играли и пели воспитанники Детской музыкальной школы п. Николаевки. Они охотно откликнулись на приглашение и добавили к происходящему свой музыкальный «штрих».
Выступая на торжественном открытии, директор школы Елена Семенченко сказала, что с этого года третья научно-практическая конференция, одной из целей которой как раз и является сохранение исторической памяти, приобрела статус межшкольной, что помогает взаимодействию общеобразовательных учреждений, способствует обмену опытом, проведению дискуссий, создавая своего рода питательную среду, на которой взращиваются молодые таланты. Но ошибётся тот, кто подумает, что самыми младшими участниками конференции были ученики. Нет, ими оказались воспитанники детского сада № 4 п. Николаевки, одетые в военную форму, которые дружным строем промаршировали прямиком на сцену и выполнили маршевое перестроение под бодрую песню: «Дел немало у солдат – надо
чистить автомат…». Их присутствие здесь выглядело вполне уместно, ведь память – это, прежде всего, преемственность поколений.
Глава района Максим Шупиков в своём приветствии к участникам конференции отметил большую роль таких мероприятий в деле воспитания подрастающего поколения.
Чуть позже началась работа нескольких секций, на них и направились гости и члены жюри – представители
общественности, специалисты организаций и учреждений,
сотрудники районной и поселенческой администраций… В его составе не оказалось ни одного педагога. Как пояснила Елена Семенченко, это было сделано для того, чтобы дать объективную оценку работам ребят. Поскольку «свежий взгляд со стороны» зачастую оказывается более примечательным. Те, кто побывал на такой конференции в прошлом году, в очередной раз убедились, сделав для себя маленькое, но удивительное открытие, что дети так качественно справились с весьма непростым делом, что вполне могли бы потягаться и со взрослыми исследователями. Ни на одной из секций они не подкачали, представляя на суд жюри материалы, отражавшие жизнь нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
В ходе работы сами дети сделали для себя немало открытий, потому что вся информация, которую находили, была для них совершенно новой. На секции «Ни шагу назад» первым из пяти авторов защищал свой проект «Игры и игрушки детей войны» Артемий Максименко. Параллельно с его рассказом на экране демонстрировались тематические слайды, отразившие ребячьи забавы: дети военного времени играли в
«зоску», подкидывая ногой маленькую свинцовую бляшку, пришитую к кусочку овчины, нянчили тряпичных кукол, запускали воздушного змея, кидали бабки… Закончив своё выступление, Артемий с достоинством сказал, обращаясь к жюри: «Теперь я готов ответить на ваши вопросы». И когда у него спросили, почему он взял именно эту тему, юный исследователь ответил: «Мы родились в мирное время и никогда не видели войны. Захотелось узнать о жизни наших сверстников тех лет. Это и побудило взяться за работу».
О «маленьких героях большой войны» – животных, которые помогали людям сражаться с врагом, поведала Диана Демчева. Дополняли её сообщение слайды, где запечатлелись собаки, бегущие к танку со взрывчаткой, голуби, доставляющие срочное сообщение, дельфины, разыскивающие глубинные мины… Логически обоснованным был вывод: сотни человеческих жизней спасли преданные людям
«братья наши меньшие».
Многое из того, о чём говорили дети, знали даже далеко не все взрослые. Например, что хлеб «с запахом войны» был разный и разделялся на фронтовой, блокадный и самый горький – для концлагерей, который и съедобным-то нельзя назвать…
Содрогнулась душа, когда Арина Шокель, защищая проект «Нарушение естественных прав ребёнка в годы войны», привела ужасающие данные о фашистских лагерях смерти, в которых умерщвляли детей, о фабрике крови в г. Саласпилсе, где в годы войны было взято около четырёх тысяч литров детской крови для немецких госпиталей. «Что ты испытывала, читая об этом?» – спросил у Арины один из членов жюри. «Я плакала», – ответила девочка… Тут хочется помолчать и ещё раз осмыслить происходящее, значение которого в сохранении
исторической памяти, воспитании патриотических чувств трудно переоценить…
Как известно, уважение к родной истории, любовь к своей
Отчизне начинаются с малой родины. И в том плане проект «Вклад женщин Николаевки в Победу» ученицы школы № 2 Арины Головиной является уникальным. Это «близкая» история, в которой всё основано на местном материале, поскольку в Интернете его не найдёшь. Автору под руководством кураторов пришлось немало времени посвятить колоссальной кропотливой работе по сбору и обобщению материалов (что было сделано впервые), просидеть много часов, разбираясь в документах школьного музея, провести анкетирование, встретиться и пообщаться со многими людьми, в том числе и с детьми войны, которые присутствовали на конференции в числе почётных гостей. Их воспоминания помогли восполнить пробелы в военной истории. Появилась точка на местной карте – 607 отдельный батальон аэродромного обслуживания, который располагался в районе Круглого озера. Отразились на электронных слайдах тринадцать фамилий наших землячек, воевавших на фронте… В итоге автору удалось дать исчерпывающий ответ на один из главных вопросов: «Как наши женщины помогали приближать час Победы над врагом?».
Стоит заметить ещё одну особенность научно-практической конференции – хотя члены жюри и являлись компетентными людьми, но бесстрастными судьями не были, поскольку невозможно оставаться равнодушным, слушая выступления ребят. И наверняка они оказались в весьма затруднительном положении, поскольку дорогу к почётному пьедесталу хотелось бы открыть всем участникам. Но… пришлось выбирать. Победителями стали Валерия Тарасова, которая впервые участвовала в конференции и в будущем году не хотела бы оставаться в стороне; Матвей Кормщиков, прошлогодний победитель; Арина Головина, Оля Ковалёва.
После подведения итогов и объявления результатов работы секций первого тура очного этапа научно-практической конференции все они вышли в финал. И уже здесь определился абсолютный победитель, которым и стала пятиклассница Оля Ковалёва со своим проектом «Фронтовые письма: связь поколений». Так что «лавры первенства» помолодели: до этого их получали только старшеклассники. Работа произвела впечатление на всех. Даже члены жюри, обычно дотошные, сказали: «Ну, какие тут могут быть
вопросы?». Потом к Оле подходили взрослые, дети войны и благодарили за «Фронтовые письма…», которые тронули душу…
Тем временем на сцене уже шли последние приготовления артистов театрального кружка (руководитель Светлана Рудень) к маленькому спектаклю «Подранки» по мотивам рассказов о Великой Отечественной войне Ольги Горячевой. И если школьные проекты взволновали, то эта постановка оказалась настоящим потрясением для многих. Впервые кружковцы взялись за столь серьёзную тему, созвучную с темой конференции, рассказывая историю детдомовского сиротства и представляя героев, «застрявших» в своих несчастьях, нанесённых войной, которые так и не вернулись из этого прошлого. Подобные роли сложно играть даже взрослым. А насколько дети справились, свидетельствует реакция зрителей: люди не могли сдержать слёз. Некоторые гости, среди которых были и педагоги из других школ района, поделившись впечатлениями от постановки, отмечали, что в ходе
просмотра возникало не совсем обычное чувство общности с сидящими в зале и сопричастности к происходящему. Думаю, что такие слова лучше всего говорят о признании.
Давая общую оценку научно-практической конференции, присутствующие сошлись во мнении, что прошла она на высоком уровне. А сколько сил и времени было потрачено, знают лишь организаторы. Ведь только кураторов, руководителей проектов было двадцать четыре! Да сорок два участника очного этапа, прошедших отборочный тур, в котором насчитывалось более девяноста школьников. Елена Семенченко назвала тех, кто помог конференции состояться, в том числе её председателя жюри, депутата Законодательного Собрания ЕАО Евгения Башкирова, нотариуса Ольгу Нестерову, (оба они являются выпускниками школы
№ 7), председателя общешкольного родительского комитета Елену Каспранову, предпринимателей Елену Лазареву, Марию Марундик, Ирину Нетбай, руководство администрации Николаевского городского поселения. Не забыты были и партнёры – коллективы Дома культуры и Детской музыкальной школы, детский сад № 4.
Заключительным аккордом научно-практической конференции стало торжественное закрытие, на котором участники, авторы проектов получили заслуженные награды, а кураторы удостоились благодарностей. Председатель районной общественной организации ветеранов Валентина Бардаль передала в дар школе стенд «Земляки – Герои Великой
Отечественной войны…».
Подводя итог мероприятию, Роман Рекрут, председатель районного Собрания депутатов, отметил старания юных учёных, а также подчеркнул особую значимость всех проектов. «Прошли годы, а вместе с ними закончилась целая эпоха, – сказал Роман Рекрут. – Уходят ветераны, участники тех событий, и у нас остаётся только лишь память, которую мы должны сохранить».
Конференция закончилась, но уже обдумываются планы проведения следующей. Есть идея расширить границы и предложить другим школам района участвовать в ней. Но был один вопрос, волнующий немалое количество присутствующих: «Ну вот, конференция прошла, дети защитились… И что теперь с их проектами? Положат «под сукно»? Однако Елена Семенченко пояснила, что одна из главных задач здесь – «обнародовать» эти работы, используя их на тематических уроках и мероприятиях. А, кроме того, проекты будут активно использоваться и дальше – во Всероссийских и региональных конкурсах, конференциях и грантах. И без сомнения, столь широкое применение собранных материалов помогает сохранять незабвенную память о героическом прошлом нашей страны.