КТО ТЫ РОБОТ ИЛИ ЧЕЛОВЕК?

На минувшей неделе районный центр с гастролями посетил Хабаровский краевой театр драмы. (Нечасто нас балуют подобными «приёмами» артисты краевых театров, обычно – мы к ним). Актёры для смидовичской сцены подготовили детскую музыкальную сказку «Василиса Прекрасная» и взрослую комедию «Тест Тьюринга».

Про детский спектакль ничего сказать не могу, так как не был (по отзывам – всё прошло «на ура!»), поэтому поговорим про постановку с возрастным ограничением 16+.

Для смидовичан это было откровением, как на двоих можно пережить за полтора часа и любовь, и разочарование, потерять и приобрести веру в дружбу и человечность. Для самих же хабаровчан это был совсем не премьерный показ – спектакль идёт достаточно давно. Как сказала постановщик «Теста Тьюринга» Елена Гнетова: «Удивительно, но это самый кассовый спектакль».

Удивительно, потому что пьеса мало кому известная – хотя бы потому, что её автор Игорь Якимов живёт в Риге, а пьеса написана не так давно.

В спектакле задействованы только двое. Он и Она. Некий британский учёный Алан Шухарт, уединившийся от суеты в каком-то дальнем уголке Великобритании (артист Сергей Гвинеев). И странная (вот, опять же странность!) дама Рэнди Холдер в исполнении Юлии Медведевой, которая прибывает к учёному, чтобы его обслуживать. Странная, потому что героиня Медведевой несколько механическая – то ли привычная английская чопорность, то ли… робот?

Вообще, у Юлии Медведевой такой диапазон театральных масок, что об этом можно написать целую диссертацию. Так что сами пойдите и посмотрите, разберитесь, где она настоящая? Где она человечная, а где механическая? Где она может вас заставить хохотать от всей души, а где задуматься?

Спектакль фантастический. Фантастический хотя бы в том смысле, что элемент фантастики тут есть. Учёный, который изобрёл модель-робота идеальной женщины, которая делает всё – начиная от готовки и глажки и заканчивая… Впрочем, об этом чуть ниже.

На протяжении полутора часов главный герой (равно как и зритель) будет гадать, кто перед ним – действительно ли влюблённая в него работница офиса, которую он никогда не замечал, или всё же присланная ему на испытание модель? И эта загадка останется до самого конца, даже несмотря на то, что в спектакле есть и романтическая любовная сцена, а уж роботам, казалось бы, до такого ещё далеко…

Ответы милой Рэнди не вписываются однозначно ни в реальность, ни в матрицу. И даже «то самое», что в приличном драматическом театре случается при полном затемнении, а в реальности чопорной промозглой Англии – под одеялом с мыслями о родине, не даст окончательного ответа. Зритель до самого последнего поцелуя героев тоже сомневается в искренности чувств то ли совершенной машины, то ли влюблённой женщины.

Для смидовичской публики в данной постановке есть некоторая новация. Одними из главных героев спектакля являются ещё и телефон, по которому британскому учёному звонят то «неизвестные абоненты», то коллега Джеймс, то ещё кто-то. Второй герой, с помощью которого учёный пытается получить ответы на свои вопросы, – компьютер. Спектакль, скажем так, «технически подкованный».

И это и интересно. Ведь все мы сегодня в какой-то степени компьютеры. Вот и в голове автора этих строк заданная в «Тесте Тьюринга» тема выловила сразу же несколько файлов из серии «похожие». Я вспомнил и о «Космической Одиссее» Стенли Кубрика, в котором задавался вопрос: кто победит в 2001-м, человек или придуманные им роботы? Вспомнился пронзительный «Отель «У погибшего альпиниста» братьев Стругацких, в котором роботы оказываются человечнее самих людей…

Тут отметим ещё такой немаловажный факт: автор пьесы Игорь Якимов в прошлом работал авиаконструктором. То есть, сканируя этот факт, изначально можно сразу выдать: физик, который не чурается лирики. Знаменитое поколение «физиков-лириков».

И вот вполне обоснованная лирика здесь есть. То есть, не лирика, а всё же – одна-единственная и самая вечная тема. Какая именно? Угадайте с одного раза…

Но в качестве подсказки сообщим, что режиссёр постановки Максим Кальсин считает, что сцена, которую мы здесь сейчас упомянем, для него самая главная в спектакле. Думается, она весьма важна и для автора пьесы.

Это та сцена, когда вдруг выключается на подмостках (и в убежище учёного, разумеется) свет. То ли помеха на подстанции. То ли ещё что-то. То ли просто провокация женщины (робота?). Но зажигаются свечи, появляются вино, чопорная служанка наряжается в чудесное платье, зажигается камин, по радио, в котором ещё не сели батарейки, звучит музыка, Он и Она танцуют…

Поиски правильного решения бросают героя из одной комической ситуации в другую, заводят его в свои же собственные ловушки, и разгадка приходит только после понимания, что многие из нас, не могущие без электрической розетки прожить и часа, сами превращаются в роботов, забывая, что в мире ещё существуют красота и любовь.

Кстати, а вы давно, дорогие читатели, «вырубали» электричество, а вместе с ним компьютеры, телевизоры и прочие изыски прогресса? И общались вот так, по-человечески? Думаю, только ради этого уже стоит пройти «Тест Тьюринга», чтобы задуматься над этим вопросом.

Интересный спектакль, лёгкий, интригующий, смотрится на одном дыхании!

Зрители приняли его очень тепло. Актёры не просто «тянули лямку», устраивая «загородный чёс», а самозабвенно отдавали себя роли и сцене. Труппа театра вернулась с выездной поездки в Смидович с большим воодушевлением, благодарностью за радушный приём и планами на ближайшую перспективу продолжить гастрольную деятельность театра в отдалённых районах края.

Ну а мы? А мы ждём их, и не раз, ещё в гости на подмостки КДЦ «Махаон».

Для информации. Вот фрагмент обширного текста из Википедии. Что такое «тест Тьюринга»? Прочитайте, пока электричество есть.

Тест Тьюринга – эмпирический тест, идея которого была предложена Аланом Тьюрингом в статье «Вычислительные машины и разум», опубликованной в 1950 году в философском журнале «Mind». Тьюринг задался целью определить, может ли машина мыслить.

Стандартная интерпретация этого теста звучит следующим образом: «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы – ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор».

Все участники теста не видят друг друга. Если судья не может сказать определённо, кто из собеседников является человеком, то считается, что машина прошла тест. Чтобы протестировать именно интеллект машины, а не её возможность распознавать устную речь, беседа ведётся в режиме «только текст», например, с помощью клавиатуры и экрана (компьютера-посредника). Переписка должна проводиться через контролируемые промежутки времени, чтобы судья не мог делать заключения, исходя из скорости ответов. Во времена Тьюринга компьютеры реагировали медленнее человека. Сейчас это правило необходимо, потому что они реагируют гораздо быстрее, чем человек.