ШКОЛА ЮНКОРОВ

Старт Всероссийскому конкурсу сочинений был дан в апреле 2019 года. Его учредителем стало Министерство просвещения Российской Федерации. Темы, по которым участники писали свои работы, были самыми разнообразными: 30 работ победителей муниципальных этапов прошли экспертную оценку, в результате чего были определены победители регионального этапа. Среди них ученица школы № 3 п. Смидовича Алиса Стеблянко (возрастная категория 8–9 классы), учитель Оксана Рычкова. Также 28 января 2020 года завершился региональный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности». От Смидовичского района на конкурс поступили 10 работ. Все они посвящены актуальным вопросам сохранения и увековечивания памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Победителями регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» компетентное жюри определило Анастасию Долгову, учащуюся 9 класса средней школы № 11 с. Волочаевки, (преподаватель Елена Волокитина) и Есению Дулину, учащуюся 7 класса средней школы № 3 п. Смидовича, (преподаватель Виктория Китова). Мы публикуем сокращённые работы Алисы и Есении. Ждём оценки наших читателей по адресу miroslava.kashapova@bk.ru.

ОН БУДЕТ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ НА ВЕКА

В наш век высоких технологий книги, печатная продукция, к сожалению, теряют популярность. Виной тому глобальное распространение Интернета и переход текстов на электронные носители. Однако есть люди, которые по-прежнему предпочитают «бумажные» книги. Вот и в домашней библиотеке моей семьи есть литература, которая во все времена будет востребованной. В частности, книги известного дальневосточного писателя Владимира Клипеля. На странице одной из них – «Ноев ковчег» – запечатлён его автограф, который он сделал моей бабушке в свой 90-летний юбилей: «Моей землячке Наталье Васильевне Дулиной от автора. 28.07.07».

С выдающимся земляком ей посчастливилось встречаться дважды – в день девяностого дня рождения и спустя три года, за несколько месяцев до смерти писателя, когда он в последний раз совершил путешествие на свою малую родину. Владимир Иванович Клипель в памяти бабушки предстаёт именно таким, как его описывал коллега по перу Николай Кабушкин: «Я смотрю на Владимира Ивановича Клипеля. Могучий седой человек. Чуть откинувшись назад, опирается двумя руками о посох. Чем-то его облик напоминает мне заснеженную горную вершину, изведавшую удары молний и дыхание смерча. Будто раненый, но не сдавшийся воин в боевых шрамах…».

Владимир Иванович Клипель стал легендой наяву. Опаляющую главу в его биографии сложили одна за другой три войны, непосредственным участником которых он был, а также свидетелем в младенческом возрасте ещё одной – Гражданской. Владимир Иванович кавалер шести боевых орденов, автор более 30 книг о войне и природе Дальнего Востока, художник и краевед, знаток дальневосточной природы, путешественник, Почётный гражданин города Хабаровска, Заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза писателей, пенсионер республиканского значения…

Мы, смидовичане, очень гордимся тем, что этот знаменитый человек – наш земляк. Особое чувство вызывает тот факт, что сто лет назад маленьким мальчиком, а потом подростком и молодым человеком он ходил теми же поселковыми дорогами, что и мы сегодня.

Владимир Иванович Клипель родился в 1917 году, 28 июля, на станции Ин (в настоящее время – посёлок Смидович) в семье кузнеца. В пятнадцать лет, сразу после окончания семилетки, он пошёл работать. Сначала был пикетчиком топографической партии, затем – чертёжником, заведующим метеорологической станцией.

В 1936 г. наш земляк поступил в Свердловское художественное училище. Однако окончить его помешала война. С четвёртого курса молодой человек был призван в армию. В 1940 г. он защищал Родину в снегах Карелии, а с июля 1941 г. – на фронтах Великой Отечественной сначала рядовым, потом офицером, дважды был контужен. Отважный воин закончил свой боевой путь на Дальнем Востоке, в Маньчжурии. В общей сложности Владимир Иванович Клипель не отвыкал от военной жизни семь лет – с 1939 по 1946 год, – пройдя фронтовыми дорогами от солдата до майора. За свои боевые заслуги он награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и многими медалями.

Первой его большой работой был роман «Медвежий вал». Позже появились произведения «Однополчане», «Солдаты Отечества», «Испытание на верность», «Генерал Горелов»… За роман «Испытание на верность» и повествование «Солдаты отечества» В.И. Клипель в 1986 году награждён серебряной медалью Александра Фадеева.

Литературные работы писателя-дальневосточника как раз относятся к тем «окопным» произведениям о Великой Отечественной войне, которые стоят в одном ряду с бестселлерами других знаменитых мастеров слова двадцатого века.

Писательский талант Владимира Клипеля возник и начал формироваться на памяти о сражениях с врагом. «Прочувствовав умом и сердцем, сколь бедственна и разрушительна для человека война, он весь свой дар сосредоточил на книгах о ней…», – так написал в предисловии к книге «Ноев ковчег» Николай Кабушкин.

Отдельного внимания в литературе Владимира Клипеля занимает повесть «Исповедь» – автобиографичная книга, охватывающая своим историческим описанием огромный временной промежуток 1910–1950 годов. «О жизни простого человека в непростую эпоху», – так звучит эпиграф, размещённый на первой странице повести.

Для нас, смидовичан, книга, в первую очередь, важна тем, что это, пожалуй, единственный материал, в котором описываются наряду с другими события, произошедшие на территории нашего района, почти вековой давности.

В 1959 году Владимир Иванович окончил Высшие литературные курсы и 20 лет работал редактором художественной литературы в Хабаровском книжном издательстве. Оставив работу, он целиком посвятил себя литературному творчеству.

Клипеля с полным основанием можно назвать летописцем не только войны, но и природы, историком, философом и просто мудрецом, провидцем.

Он три раза спускался по Амуру от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре на вёсельной лодке под самодельным парусом.

За его плечами много таёжных экспедиций. Писатель не сидел подолгу за рабочим столом – с посошком в руке он прошёл километры таёжных троп: наблюдал, описывал, зарисовывал прекрасную нашу природу. Все его путевые заметки рассказывают о родном крае, в них описания природы сочетаются с повествованием о людях мужественных профессий: охотниках, лесниках, искателях женьшеня, охотоведах.

В свободное время Владимир Иванович занимался живописью, резьбой по дереву и камню, чеканкой, корнепластикой, отливкой медных барельефов.

Двери его гостеприимного дома всегда были открыты не только для друзей, коллег и знакомых. Активисты центра «Патриот» п. Смидовича, районного музейно-выставочного центра, который с 2017 года носит имя Владимира Ивановича Клипеля, также неоднократно бывали в гостях у знаменитого земляка. Посещая его, бывшие односельчане узнавали новые факты, связанные с жизнью писателя, историей посёлка, в котором он получил путёвку в жизнь.

Почётное место в районном краеведческом музее сегодня занимает экспозиция, посвящённая человеку-легенде. Здесь представлены его памятные подарки – рукописи, книги, картины, деревянные фигурки зверей. Есть и именной экземпляр повести «Исповедь» с автографом писателя. Один из самых важных экспонатов выставки – печатная машинка, на которой В.И. Клипель сотворил немало своих бесценных произведений.

Давняя дружба связывает смидовичан и с родными Владимира Ивановича. На различных мероприятиях, посвящённых его памяти, творчеству – «Литературная гостиная», «Клипельские чтения» и других – нередко среди почётных гостей можно увидеть представителей семьи Клипеля: детей и внуков.

К великому сожалению, после смерти жены Марии Иосифовны, фронтовой разведчицы, однополчанки, гвардии лейтенанта и верной спутницы в походах по дальневосточным таёжным уголкам, Владимир Иванович терял здоровье не по дням, а по часам. В октябре 2010 года в возрасте 93 лет он последний раз посетил п. Смидович. До конца жизни наш земляк сохранил любовь к родному краю и малой родине, он искренне, всем сердцем любил Россию и её маленький уголок, где прошли его детство, отрочество и юность, и где он впитал в себя самые лучшие качества человека – именно Человека с большой буквы.

Есения ДУЛИНА, ученица 7 «А» средней школы № 3 п. Смидовича.

 

ХИМИЯ – ОБЛАСТЬ ЧУДЕС

– Садись, Смирнова, два, – произнёс строгий голос молодого учителя.

Девушка со вздохом прошла на своё место и стала жаловаться подружке на тяжёлую судьбу:

– Да сколько уже можно?! Я учу эти параграфы, я делаю все домашние задания. Почему этот Владимир Сергеевич меня так ненавидит? Не буду больше ходить на его уроки! Достал! Хоть и практикант, но характер у него ужасный!

– Ну, Лена, чего ты опять начинаешь? Каждый урок одно и то же. Может быть, хватит уже?

– Я не виновата, что у нас такой учитель.

Подруга в ответ лишь вздохнула и обняла Лену. Так они просидели большую часть урока, пока Владимир Сергеевич не объявил контрольную-пятиминутку.

– Почему каждый урок одно и то же? Он хочет меня добить своими контрольными? – продолжала жаловаться Лена.

Староста класса раздала всем листочки, и учитель засёк время. Началась самостоятельная работа. Задние парты устроили совещание, на котором приняли решение списать всё из Интернета, сделав пару ошибок.

Урок химии подошёл к концу, девятиклассники сдали листочки с выполненными заданиями и вышли из кабинета. Только Смирнову учитель попросил задержаться.

– Лена, почему ты так безответственно относишься к учёбе? Умная девушка, а ведёшь себя… Ты уже в девятом классе – пора бы задуматься о будущем. Какие экзамены сдавать собираешься?

– Обществознание и информатику.

– Ну, да. Самые лёгкие предметы выбрала, чтобы сильно не напрягаться?

– Я выбрала то, что мне пригодится в жизни. Химия – бесполезная наука, и немногие ею пользуются во взрослой жизни. Только учителям она и нужна.

– Поверь, есть много профессий, связанных с химией, и они довольно-таки интересные и прибыльные.

Смирнова ничего не ответила и, вздохнув, отправилась на урок истории. Это отличное место обсудить с Аней только что состоявшийся разговор. Весь урок они этим и занимались, из-за чего не раз получили замечания.

***

Девушка пришла домой и стала жаловаться на тяжёлую жизнь девятиклассницы своей младшей сестре, которая училась в седьмом классе. Но та возразила:

– Владимир Сергеевич у нас тоже ведёт химию, и я знаю, что он хороший учитель. Возможно, дело в тебе? Ты не задумывалась об этом?

– Почему ты его защищаешь? Могла бы меня поддержать вообще-то. Ещё сестра называется.

– Лена, задумайся о будущем. Послушай учителя.

– Да ну вас всех. Я спать. Пока.

– Ладно… Выспись, сестрёнка.

– Спасибо за разрешение… – Смирнова ушла к себе, переоделась и легла спать.

***

Лена открыла глаза и оказалась в чудесном месте. Стены помещения были обклеены обоями, заполнены движущимися рисунками и формулами. В этой комнате было светло благодаря большому панорамному окну, выходившему на лесную поляну.

В центре комнаты находился длинный серый стол, а на нём – несколько чашек с какими-то белыми порошками. Только один был синим. Из своих знаний Смирнова выудила название синего порошка – медный купорос.

Девушка отвернулась, чтобы осмотреться, но из-за спины раздался знакомый голос:

– Ну, что, Лена, начнём проводить эксперименты?

– Что? Владимир Сергеевич? Как вы здесь оказались?

– Я здесь, чтобы показать тебе магию химии, – сказал он и подошёл к столу.

– Какую ещё магию?

– Сейчас я тебе всё расскажу. Только близко не подходи: горючее вещество опасно и токсично. Мы будем создавать цветной огонь. Я покажу тебе, как соли различных металлов окрашивают пламя метанола. Но будь аккуратна. Метанол – ядовитое вещество! Не повторяй этот эксперимент сама. Создавать огненную радугу мы будем с помощью различных хлоридов: лития, стронция, натрия, бария, калия. А также борной кислоты, медного купороса и нитрата свинца. Какой цвет будет у пламени? Сейчас узнаешь.

Владимир Сергеевич налил метанол во все чашки и поджёг. Тут и началась магия. Живые огоньки окрашивались в разные цвета: от ярко-красного до сине-фиолетового. Лене казалось, что они кивали и подмигивали ей. Девушку это завораживало и увлекало. Ненавистная ранее химия вдруг стала интересной и увлекательной…

Лена продолжала разговор с учителем ещё долго, интересуясь не только «огненной радугой», но и многими другими вопросами. Она всё понимала и осознавала….Проснувшись, Смирнова вспомнила, что увидела во сне, и записала объяснения учителя. У неё получилось шесть химических реакций. А это было её домашнее задание.

На следующий день, придя в школу, Лена пошла к завучу и сказала, что хочет сдавать химию вместо информатики. Потом она направилась к Владимиру Сергеевичу, чтобы сообщить о своём выборе.

– И что же сподвигло тебя на такие перемены?

– Ваше мастерство преподавания. Спасибо, Владимир Сергеевич, от всего сердца.

– Смирнова, вот только не надо язвить…

– Но сейчас я говорю правду! И я хочу, чтобы вы сегодня на уроке вызвали меня к доске. Мне нужно исправлять оценки.

– Хорошо, но ты должна сама, без моей помощи, провести, как минимум, две химических реакции. Поняла?

– Да. Поняла. Спасибо вам, – пролепетала девушка.

***

Наступил пятый урок – урок химии. Весь класс был в шоке, когда Лена вышла к доске, сама провела эксперимент и написала на доске реакцию. Учитель похвалил девушку и поставил ей честно заработанную «пятёрку». Лена была рада и на уроке даже не разговаривала с Аней, записывая всё, что говорит преподаватель.

Алиса СТЕБЛЯНКО, ученица 9 «А» класса средней школы № 3 п. Смидовича.