ПРОЩАЙ, ШКОЛА! ЗДРАВСТВУЙ, ВУЗ!

В современном мире выбор профессий огромен, разнообразен, а также расширяется и изменяется из года в год. Пока человек выберет профессию, по которой пойдёт учиться, он может «наломать много дров» – маленьких и больших.

Для подростка сам по себе выбор профессии, подходящей для него, очень сложен, т.к. он определяет его дальнейшую жизнь. Данная ситуация обусловлена ещё и тем, что родители требуют от собственного ребёнка согласия учиться и работать по той профессии, которую они для него выбрали. Но это не говорит о том, что родители не дают права выбора своему сыну или дочке, они просто хотят, чтобы их ребёнок как можно лучше устроился в жизни: приносил хороший заработок. Ну, а дети, в свою очередь, хотят найти себе профессию, которая была бы им по душе. В связи с этим возникают частые конфликты, которые в свою очередь негативно влияют на детско-родительские взаимоотношения.

Какие же ошибки совершают школьники при выборе профессии?

Ошибочный выбор профессии связан с ориентацией:

  • на сиюминутные увлечения чем-либо в момент выбора (например, рисованием);
  • на компанию сверстников и приятелей, иногда поступающих группами в один вуз;
  • на категоричное мнение родителей и друзей;
  • на неизменность избранной профессии;
  • на человека, олицетворяющего профессию, но не на саму профессию.

Подготовка подростков к предстоящему профессиональному выбору помогает избежать этих ошибок и не только определить вуз, в который выпускник собирается подавать документы, но и сформировать положительную профессиональную мотивацию в избранной деятельности, являющуюся главным залогом того, что молодой человек сумеет стать профессионалом.

Правильный и обоснованный выбор профессии предполагает учёт, по крайней мере, четырёх факторов:

  • своих индивидуальных особенностей;
  • экономическую ситуацию рынка труда (т.е. какие профессии востребованы в настоящий момент);
  • своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении.

Как же выбрать профессию школьникам?

Можно предложить следующий алгоритм выбора профессии, максимально соответствующей желаниям и возможностям школьника:

  1. Познай себя и свои возможности (интересы, склонности, способности и др.). В данном случае можно пройти диагностику у школьного психолога.
  2. Составь список подходящих профессий и основные требования к ним.
  3. Ознакомься с рынком труда, т.е. насколько и где востребованы этом профессии. В данном случае можно провести анализ источников в Интернете.
  4. Используй разнообразные источники информации о профессиях: книги, средства массовой информации (СМИ), кино, встречи с представителями данных профессий, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей в учебных заведениях и др.
  5. Сделай осознанный выбор и обсуди его дома.
  6. Определись с вузом, где ты сможешь получить данную профессию.

Несколько советов:

  1. НЕ бойся перемен. Будь готов учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Любая полученная профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.
  2. НЕ думай только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.
  3. НЕ смотри только на внешнее проявление профессии. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.
  4. НЕ выбирай профессии, которые могут ухудшить твоё здоровье. Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.
  5. НЕ бойся никакого своего решения. У тебя есть право на ошибку, поиск. Не воспринимай инструкции буквально, придумай свой творческий способ выбора профессии. Разработай собственный план – список необходимых для выбора профессии действий.