Любовь ПАВЛОВА: Депутат обязан работать во благо людей

Накануне Нового года председатель Законодательного Собрания Любовь Павлова дала интервью телекомпаниям «ГТРК «Бира» и «НТК 21», в которых подвела итоги деятельности областного парламента в 2019 году. Предлагаем печатную версию материала.

– Любовь Алексеевна, заканчивается 2019 год, и самое время подвести его итоги. Какое направление работы Законодательного Собрания Вы назвали бы важнейшим в уходящем году?

– Когда федеральный законодатель определял направления деятельности законодательных органов, их все он выделил как основные. Поэтому для нас они все – главные. Но ведущим, конечно же, является законотворчество. В 2019 году нами был принят 141 закон. Но я уже не раз говорила, что здесь важны не статистика, а качество законов, их направленность на решение конкретных задач.

Безусловно, главным финансовым документом является закон об областном бюджете. На 2020 год он принимался непросто. К каждому чтению менялись параметры, шло постоянное перераспределение средств по различным направлениям. Но в итоге мы приняли документ, в котором доходы были существенно увеличены, по сравнению с первоначальными данными. И тем не менее (мы этого никогда не скрывали), средства на первоочередные расходы заложены только на 10 месяцев. В то же время мы можем с уверенностью говорить о том, что бюджет по-прежнему носит ярко выраженную социальную направленность. А в течение года он всё равно будет увеличен.

Руководство области ведёт работу по привлечению дополнительных средств из федерального бюджета, росту собственных доходов области. Например, в этом году мы вносили изменения в наш бюджет десять раз и на конец года вышли с финансовым обеспечением основных расходов. Я думаю, что и следующий год в этом плане ничем отличаться не будет. Но мы очень рассчитываем, что в итоге эта кропотливая работа по сбалансированности бюджета будет завершена, и мы выйдем на самодостаточный бюджет.

– Если говорить о других законах, какие Вы выделили бы особо?

– Я уже сказала, что из года в год бюджет сохраняет социальную направленность. Соответственно, немало законов принимается, чтобы помочь жителям области, нуждающимся в особой поддержке, направленных на сохранение здоровья населения, улучшение материального обеспечения бюджетных учреждений и т.п. Это один из приоритетов, который сохраняется постоянно, потому что депутат обязан работать во благо людей.

Например, был принят закон о единовременной выплате семьям при рождении первенца. Размер пособия в этом году составил более 27 тысяч рублей. Также у нас появился закон о региональном материнском капитале на второго ребёнка, в который мы уже не раз успели внести изменения. В итоге эта мера поддержки продлена до 2024 года, размер выплаты в следующем году приблизится к 140 тысячам рублей, а вместе с федеральным маткапиталом это будет более 600 тысяч рублей.

Мы повысили денежные нормы на питание студентов областных техникумов и колледжей. Мы несколько лет не могли этого сделать, но теперь всё же нашли возможность заложить на следующий год рост нормативов примерно на треть. В итоге на студентов из числа детей-сирот, опекаемых детей и ребят с ограниченными возможностями здоровья будет выделяться 230 рублей в день, а на остальных обучающихся – 75 рублей. Конечно, хотелось бы ещё больше, но даже на это повышение дополнительно требуется более 4,6 миллиона рублей.

Также мы увеличили на 2020 год нормативы финансирования детских садов и школ. Это позволит, наконец, сравнять зарплату воспитателей и других педагогических работников садов со средней зарплатой их коллег в сфере общего образования (это более 33 тысяч рублей). Кроме того, мы утвердили минимальный размер оплаты труда в сумме 19408 рублей, а это значит, что увеличится и зарплата младших воспитателей. Благодаря новым нормативам для школ на 4,3 процента повысятся оклады учителей.

Впервые в этом году был принят закон о детях войны. Честно скажу, дался он нам непросто, но теперь люди, которые имеют этот статус, ежегодно ко Дню Победы будут получать единовременную выплату. В 2020 году она будет равна тысяче рублей. Конечно, это совсем немного. Но главное – сделан первый шаг. Мы продолжим работу над законом и, по мере возможностей областного бюджета, будем эту сумму пересматривать.

Мы внесли изменения в наш закон о гарантиях медработникам. Если раньше право на служебное жильё или компенсацию за наём квартиры имели только врачи, то теперь эта льгота распространена и на фельдшеров филиалов областной станции скорой помощи. Надеемся, эта норма позволит снизить остроту кадровой проблемы с медицинскими кадрами в сельской местности.

По инициативе прокуратуры был оперативно принят закон о запрете продажи несовершеннолетним бестабачных никотиносодержащих смесей: так называемых снюсов, которые нередко продавались под видом безобидных конфет, жевательных резинок. Реализовывались они бесконтрольно, дети их также бесконтрольно покупали, совершенно не думая, что это опасно для их здоровья. Одновременно были внесены изменения в закон об административных правонарушениях. Теперь за продажу детям любых изделий, содержащих никотин, предусмотрены существенные штрафы, они стали в десять раз выше, по сравнению с теми, что были за продажу электронных сигарет.

Есть ещё немало интересных законов, принятых в этом году, но, думаю, пока примеров достаточно.

– В одном из своих интервью вы говорили, что часть законов рождается именно по итогам встреч, которые депутаты проводят со своими избирателями: в районах, отдельных населённых пунктах, в ходе личных приёмов. В этом году были такие примеры?

– Конечно, депутаты регулярно встречаются со своими избирателями. И есть примеры законотворчества по итогам этих встреч. Одним из них является закон о выкупной цене земельного участка под двухквартирным домом. Эта тема волновала очень многих людей, ведь чтобы выкупить землю, владельцу половины дома нужно было внести пятнадцать процентов от кадастровой стоимости участка. И это в то время, когда сосед, который жил в индивидуальном доме, платил, по сути, за то же самое лишь три процента. Поэтому мы приняли закон, чтобы и для собственников части двухквартирного дома, и для владельцев индивидуальных домов цена за участок составляла три процента. Тем самым мы восстановили справедливость. Хотя практика применения этого закона показывает, что есть ещё немало нюансов, поэтому будем его дорабатывать.

Также по обращению граждан мы нашли механизм, который позволяет опекунам совершеннолетних недееспособных граждан не терять право на индексацию пенсии. Ранее они признавались работающими, а значит, не могли рассчитывать на эту индексацию. Рассмотрели мы и предложение регионального отделения Всероссийского общества инвалидов об освобождении организации от уплаты транспортного налога. Решение было положительным, и сейчас любое общественное объединение инвалидов, если у него появится транспорт, также не будет платить этот налог.

– А какие-то другие, незаконодательные, решения принимались по итогам встреч с людьми, их обращениям?

– Да, коллективные обращения к нам поступают нередко. Одним из самых заметных были обращения о планируемом закрытии в районах сети муниципальных аптек. Официальная причина – это не полномочия муниципалитетов. Но людям-то всё равно, чьи это полномочия. Им нужно, чтобы лекарства были доступны. Поэтому мы сформировали рабочую группу у себя в Законодательном Собрании, пригласили на её заседание начальника управления здравоохранения. Он нас заверил, что льготные категории граждан не пострадают, лекарства они будут получать вовремя через госпредприятие «Фармация». Но на это требуется время, поэтому пока муниципальные аптеки сохранятся, а новая система будет введена в новом году.

Новый год уже совсем близко, но однозначно утверждать, что всё заработает, как было оговорено, я бы не стала. Как выяснилось, на проработку организационных и других моментов нужно больше времени, в том числе это связано и с финансированием. Поэтому и при губернаторе области была создана специальная рабочая группа, которая продолжает заниматься этими вопросами. Соответственно, мы тоже держим ситуацию на контроле, точку в этом деле ставить пока рано.

– Кстати, о депутатском контроле. Мы уже не раз отмечали, что он позволяет вам оперативно влиять на ту или иную ситуацию в области. Какие ещё темы находились на контроле депутатов в уходящем году?

– Одна из целей депутатского контроля – добиваться эффективности расходования бюджетных средств, которые выделяются на реализацию государственных программ области. Для этого мы приглашаем в Законодательное Собрание, например, на правительственный час, руководителя того или иного ведомства, которое занимается реализацией конкретной программы. Представители органов исполнительной власти информируют нас, мы задаём вопросы, говорим о проблемах, с которыми к нам обращаются люди, с которыми сами сталкиваемся. Как правило, больше всего вопросов возникает по таким направлениям, как здравоохранение, образование, соцзащита, сельское хозяйство, транспортное обслуживание, подготовка и прохождение отопительного сезона, капитальный ремонт многоквартирных домов – тем очень много. И если мы не можем найти ответы на самом парламентском часе (бывает и такое), тогда мы либо обращаемся к губернатору, либо даём необходимые протокольные поручения конкретным руководителям, либо выносим обсуждение на заседания постоянных комитетов, либо создаём рабочую группу и уже в её рамках продолжаем заниматься изучением проблемы. Но в любом случае, вопрос не снимается с повестки, пока по нему не будет принято окончательное решение.

– В этом году, кстати, по Вашей личной инициативе состоялось такое заметное в общественной жизни области событие, как первые Иннокентьевские парламентские встречи. Что Вы можете сказать об этом первом опыте широкого обсуждения важнейших социальных вопросов властью, церковью и общественными институтами?

– В ЕАО такие встречи действительно проводились впервые, хотя в целом в стране это не новое явление. В западных регионах такой опыт уже есть, а первыми идею реализовал федеральный парламент. Там это мероприятие проходит в рамках Рождественских встреч уже в восьмой раз, и наши коллеги в Совете Федерации, Государственной Думе считают эти встречи мощным механизмом развития гражданского общества.

И когда было объявлено, что в этот раз парламентские встречи посвящаются 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, названа тема: «Великая Победа: наследие и наследники», я посчитала, что будет неправильным обойти это событие. Инициатива была поддержана. В первых парламентских встречах приняли участие депутаты, священнослужители, представители органов исполнительной власти, общественных организаций.

Мы говорили о том, что для наследников Победы очень важно внимание государства. В частности, рассказывали о том большом пласте законов области, которые направлены на поддержку семьи и ветеранов. И для меня было несколько удивительно, что во многом для священнослужителей эта информация воспринималась как новая. Это как раз говорит о том, что нам необходимо чаще встречаться и действовать сообща при решении важных социальных задач. Это хорошая форма соработничества государства и церкви.

Со своей стороны Владыка (архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем) тоже высказал ряд конкретных предложений. Например, о помощи беременным женщинам, которые попали в трудную жизненную ситуацию и оказались перед выбором сохранить ребёнка или нет. Также он призвал нас больше внимания уделять людям почтенного возраста, сельским жителям и др.

Всё это очень актуально, потому что для молодёжи очень важно воспринимать славу старших поколений в единстве с реальной заботой о людях современного государства и общества. Я уверена, и мои коллеги меня в этом поддержали, что совместная деятельность в этом направлении государства и церкви – это как раз та форма работы, которая перспективна.

– Какие задачи для областного парламента будут приоритетными во время весенней сессии?

– Для нас всегда одинаково важны и законотворческая деятельность, и работа с избирателями. В нормотворчестве в немалой степени тон нашей работе задаёт федеральная повестка. В первую очередь это ежегодное Послание Президента страны Федеральному Собранию. В нём определены задачи для всех органов власти, в том числе и для региональных заксобраний. В зоне нашего особого внимания находятся социально-экономические задачи, государственные программы области, национальные проекты. Ну, и, конечно, мы ориентируемся на региональную оперативную повестку, которая формируется из текущих проблем автономии. Если потребуется законодательное регулирование, депутатский контроль, мы обязательно будем этим заниматься. То есть основные направления работы всегда сохраняются, но могут меняться формы рассмотрения, появляться какие-то новые форматы взаимодействия с коллегами из других органов власти, организаций.