Защита растений – важнейшее звено в технологическом цикле производства овощей и зерновых культур. Любовь Школьная, жительница п. Смидовича, посвятила этому всю свою трудовую жизнь. Без малого тридцать лет она возглавляла районную станцию защиты растений и стала непосредственным участником былого расцвета сельскохозяйственной деятельности муниципалитета. Своими воспоминаниями о том незабываемом для неё времени Любовь Алексеевна охотно поделилась с читателями «районки».

– В Смидовичский район я приехала с семьёй в 1974 году после окончания Иркутского сельскохозяйственного института. В то время по завершению учёбы обязательно надо было отработать три года по специальности. Меня здесь встретили очень хорошо и сразу предоставили на выбор две квартиры. Мне понравилась однокомнатная, светлая и тёплая, напротив районной больницы. В райисполкоме, деревянное здание которого находилось по улице Советской напротив нынешнего виадука, первой меня приняла заведующая общим отделом Фаина Петровна Пацук. Она была мудрым, культурным и воспитанным человеком. С каким бы вопросом к ней ни обращался – и по работе, и в бытовом плане, – она неизменно давала дельный совет. Объясняла всё грамотно, доходчиво, и это мне всегда помогало.

Меня сразу назначили начальником районной станции защиты растений. А в наш район в те годы входили пять сельскохозяйственных предприятий. В частности, два совхоза, Смидовичский и Волочаевский, которые выращивали овощи, зерновые культуры, сою и кукурузу на силос для крупного рогатого скота. Партизанская птицефабрика в основном занималась производством яйца и мяса кур, а также имела посевные площади для выращивания фуражного зерна на корм птицы: овса, пшеницы, ячменя. Дальневосточная опытная мелиоративная станция (ДальОМС) производила и испытывала многолетние травы для корма крупного рогатого скота. Находилась она в селе Волочаевке. И был ещё Ключевской совхоз, который занимался разведением крупного рогатого скота, имел овощеводческую бригаду и посевные площади.

Задача нашей станции заключалась в защите всех сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней. С овощеводческими бригадами мы занимались подготовкой семян к севу. Сначала их обрабатывали, закаляли и следили за тем, чтобы качество было не менее первой категории, а всхожесть составляла 80 % и выше. Семена использовали районированные, их выращивали специальные семенные совхозы под Хабаровском. А кукуруза приходила из западных регионов страны. В совхозах имелись Дома овощеводов, где хранились все необходимые микроэлементы. Перед посевом семена каждой овощной культуры замачивали в специальном растворе. Затем, по мере прорастания рассады, следили за температурным режимом и влажностью, чтобы, например, у капусты не начала развиваться «чёрная ножка» или «мучнистая роса». Тщательно наблюдали и за прорастанием рассады помидоров. После высадки растений в открытый грунт, через две недели приживания корневой системы, приступали к профилактическим обработкам, чтобы уберечь от болезней и вредителей. Для этого, в первую очередь, использовали медный купорос, марганцовку, магний, калий, бор. Все эти элементы вручную смешивали, разводили и работали. Для обработки полей в совхозах имелись специально оборудованные машины-опрыскиватели. Называли эти распылители с бочками большой ёмкости, тонны по две, «бабочки».

Также в совхозах были большие парниковые хозяйства. Овощеводы для выращивания рассады самостоятельно готовили биотопливо. Зимой огромные бурты наполняли навозом, весной их разжигали и потом «горящими» закладывали в парники, закрывали стеклянными и плёночными рамами, а сверху клали плетёные из сухой травы «маты». Для них самостоятельно заготавливали солому, а зимой их плели. Потом в совхозах появились большие теплицы, где рассаду по ночам обогревали воздушными пушками.

Что касается ассортимента, то, в основном, хозяйства выращивали огурцы, помидоры, капусту, морковь и свёклу, которые поставляли в северные города Хабаровского края: Комсомольск-на-Амуре, Николаевск, Амурск, а также Хабаровск. В Смидовичском и Волочаевском совхозах работали по три овощеводческих бригады, каждая из которых занимала в среднем по 20 гектаров огурцами, 20–30 помидорами и по 200 гектаров капустой. Для переработки такой массы овощей в посёлках Смидович и Волочавка были построены овощеперерабатывающие заготовительные конторы. Вся выращенная продукция там перебиралась, сортировалась, грузилась в железнодорожные товарные вагоны и отправлялась потребителям. Также заготконторы занимались засолкой овощей для нужд армии. Директором овощеперерабатывающей заготовительной конторы в п. Смидовиче долгое время работал Михаил Семёнович Тимохин, потом Михаил Ефимович Стругачёв, а в последнее время её руководителем был Пётр Александрович Ворошилов.

Уход за растениями и сбор урожая – дело трудоёмкое, с которым овощеводческие бригады сами бы не справлялись. К этой работе привлекались многочисленные предприятия, функционирующие в нашем районе, а также школы, студенты и работники подшефных городских предприятий, для которых, в основном, и выращивались овощи. В совхозах для учащихся были построены оснащённые всем необходимым лагеря труда и отдыха. Летом в них жили и работали на полях школьники, а осенью – студенты и шефы.

Когда я сюда приехала, директором Смидовичского совхоза был Алексей Николаевич Зиновьев. О нём можно сказать только хорошие слова. Руководителем он был грамотным и так правильно организовывал работу предприятия, что совхоз при нём высоко поднялся в производственном и бытовом плане. Много лет посвятила совхозу Валентина Васильевна Раитина, которая работала там на всех фронтах, – была управляющим, замещала главного агронома и агронома по защите растений, а также руководителей овощеводческих бригад. Среди агрономов хочется отметить Любовь Петровну Гололобову, которая проработала в Смидовичском совхозе не один десяток лет, выращивая овощи. Последнее же время главным агрономом совхоза был Андрей Владимирович Фиалковский.

Волочаевским совхозом сначала руководил Юрий Васильевич Чурилов, а с 1983 по 1989 год – Николай Васильевич Кологоров. Во время его правления впервые в Хабаровском крае именно наш Волочаевский совхоз начал принимать у себя представителей Китайской Народной Республики, с которой потом мы начали тесно сотрудничать. Главным агрономом и агрономом по защите растений здесь долгое время работали Виктор Натанович Брандман и Галина Матвеевна Захарова.

Много добрых слов хочется сказать о руководителях овощеводческих бригад, которых в каждом совхозе было по три. В Смидовичском сельскохозяйственном предприятии в разное время бригадирами в селе Белгородском были Лидия Дмитриевна и Вера Михайловна Труновы, а также Татьяна Алексеевна Раитина, а в Песчаном – Зинаида Матвеевна Кузьменко и Галина Антоновна Семейкина. Много лет овощеводческими бригадами Волочаевского совхоза руководили Галина Кирилловна Скрябина, Людмила Николаевна Саламахина и Наталья Александровна Прохлова. Это были передовые бригады, которые подняли овощеводство района на высокий уровень. Они постоянно выезжали обмениваться опытом друг с другом. В конце каждого года подводились итоги по выполнению плановых показателей по производству сельскохозяйственной продукции. И наши совхозы в составе Хабаровского края нередко занимали первые места. А когда мы перешли в Еврейскую автономную область, то они постоянно были только на лидирующих позициях. Неоднократно руководители и передовики лучших бригад поощрялись поездками на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москву. Труд овощевода был в почёте. Их обеспечивали жильём, денежными премиями, чествовали, вручали им медали, ордена, нагрудные знаки, туристические путёвки.

Особенно высоких показателей добивались овощеводы под руководством Лидии Дмитриевны Труновой. В соцсоревнованиях между бригадами и совхозами они всегда занимали только первые места. Когда же Лидию Дмитриевну на этой должности сменила её невестка Вера Михайловна Трунова, передовые показатели производства там никто не утратил, они так и остались на высшем уровне. Более того, в бытность Веры Михайловны наши работники освоили производство семян огурцов сортов «Миг» и «Каскад». Занимались они этим новым для них делом десять лет, с 1982 по 1992 год, под руководством заслуженного агронома России, селекционера Хабаровского научно-исследовательского института Ольги Николаевны Мигиной.

Немало сил и времени в производство качественных овощей и повышение урожайности вложили механизаторы по обработке полей. Трудиться им приходилось рано утром или поздно вечером, когда нет солнца и ветра. В Песчаном моим постоянным помощником был Василий Яковлевич Навальнев, а в Волочаевке – Виктор Ефимович Кузьмин. Особенно хочется отметить Василия Яковлевича. Он был очень исполнительным, безотказным человеком, и мне с ним было легко работать.

Особое удовольствие я получала от своей деятельности в период рассвета сельского хозяйства района. Тогда мы получали хорошие урожаи, и наши овощеводы «гремели» на весь край. Если у кого-то урожайность была, например, 20 центнеров с гектара, то у нас – все 40. Начальником районного сельхозуправления тогда был Валентин Игнатьевич Жужгов, а коллектив насчитывал 22 специалиста. Поставка в район семян, удобрений, оборудования и техники была хорошая. Всего было в избытке. Предприятия в стране интенсивно работали, и для сельского хозяйства в том числе. Потом постепенно всё куда-то исчезло. Помню, мы с Михаилом Ивановичем Святовцом, который возглавил сельхозуправления в самый трудный постперестроечный период, во время уборки зерновых сами ездили в Хабаровск искать и покупать за его деньги запчасти на комбайн.

Я же сама всю жизнь промоталась по полям. Сначала десять лет ездила на мотоцикле «Урал» с люлькой, который мне выделили сразу же, как только я устроилась на работу. Права я получила ещё учась в институте. Вспоминаю себя молодой и счастливой. Шесть утра, а я еду в Волочаевский совхоз по грунтовке и песню пою. Позже я пересела на новый «Москвич» бежевого цвета, «Иж-2715», фургон. В народе его называли «пирожок». Эти модели машин выпускали специально для сельских тружеников.

Каждые пять лет мы должны были повышать свою квалификацию. И меня в 1985 и 1990 годах направляли в Ленинград на трёхмесячные курсы повышения профессионального мастерства. И сейчас я этот город знаю лучше, чем Хабаровск. В северной столице мы часто посещали театры и бывали на концертах известных поп-звёзд.

К своей работе я относилась очень ответственно. Руководителем была строгим, но справедливым и рублём никого ни разу не наказала. Понимала, что агрономы сверх нормы загружены работой и могли неумышленно что-то упустить из виду.

В мои обязанности входила организация обработки. Если её вовремя не сделать, может произойти снижение урожая или гибель растения.

Однажды, в начале 80-х, на поля напал луговой мотылёк. Это было настоящее нашествие. Дороги почернели от мелких мохнатых гусениц, я уже не говорю про овощи. Пришлось вызывать вертолёты, но их отправили в другие районы края. В те года летом, по моему заказу и в случае нашествия насекомых, работала авиация – по два борта «МИ-2» на район. Пилотов устраивали в сёлах, находили повара, сторожа с ружьём для охраны вертолёта. А в тот раз мне отказали. Так мы с Николаем Васильевичем Кологоровым со всех организаций и сёл, где не выращивали овощи, собрали опрыскиватели и обработали поля. Машины трудились всю ночь. Кологоров оперативно нашёл людей и организовал им полевые обеды. В итоге капусту спасли, а вот 20 гектаров огурцов не успели, гусеницы их уничтожили полностью. Пришлось перепахивать поле и сеять заново. Несмотря ни на что, урожай всё же успели к сентябрю получить.

Каждую культуру обрабатывали своим препаратом. Особенно внимательно следили за капустой. Потому что при сухой жаркой погоде появляются крестоцветные блошки, которые съедают молодые растения. Мы ходили по полю, смотрели и считали количество насекомых на один квадратный метр. Если их выше допустимой нормы, производили обработку. После крестоцветной блошки начинается лёт капустной моли, далее зарождаются гусеницы капустной мухи и появляются другие вредители. Мы, как агрономы, изучали весь цикл развития вредителей и знаем, когда надо выехать на поля и проверить все посевы и посадки.

Так что «время застоя» было замечательное. Люди были при деле и жили не плохо. И, несмотря ни на что, Любовь Школьная как опытный агроном надеется, что у нас всё-таки произойдёт возрождение сельского хозяйства. Потому что почвы и климат нашего региона позволяют выращивать теплолюбивые культуры, такие как капуста, огурцы, помидоры. По мнению Любови Алексеевны, прекрасно плодоносить у нас могут и фруктовые деревья: груши, яблони, сливы, абрикосы. Просто этим надо заниматься на профессиональном уровне.

Надеюсь, что на полях Смидовичского района опять заработают тракторы, комбайны. И земледелие у нас восстановится, именно отечественное, потому что без этого не прожить.