Наша жизнь сегодня имеет скоростные темпы. Мы уже не идём своей дорогой, а летим, пытаясь обогнать время. Каждый из нас при этом невольно становится участником дорожного движения, неважно в какой роли – водителя, пассажира или пешехода. И всем одинаково хочется после хлопотливого дня вернуться домой живым и здоровым. Но часто ли мызадумываемся о том, что в этих бесконечных «автомобильно-пеших буднях» опасность может подстерегать «там, за поворотом»? О том, с каким риском связано дорожное движение, знает из опыта любой сотрудник ГИБДД, призванный по должности обеспечивать его безопасность. На чём основана эта работа, что требует она от человека и какие «подводные камни» в себе таит, можно узнать, пожалуй, лишь из первых уст.

Многое дают понять живые истории из практики, о которых рассказывают в ОГИБДД ОМВД России по Смидовичскому району. За примером «далеко ходить не нужно». Буквально на днях произошёл весьма показательный случай. Инспектор дорожно-патрульной службы Виталий Зайчук, возвращаясь из служебной поездки в районный центр, не допустил возможное дорожно-транспортное происшествие на одной из муниципальных дорог. Его внимание привлекла машина, которой предположительно управлял пьяный водитель. Опытным глазом молодой сотрудник ГИБДД определил это по характерному движению иномарки. Пришлось вызывать подмогу, поскольку, как заметил сам Виталий, рискованной ситуации с погоней нельзя было допустить в многолюдном посёлке. Хорошо, что экипаж находился недалеко и был готов действовать. Нарушителю заблокировали пути к отступлению, и он вынужден был остановиться. В опасной близости от него находились шестеро ребятишек… «Сработали все слаженно и грамотно», – такую оценку дал Виталий Зайчук. К слову сказать, он долго и упорно ждал своей должности, работая внештатным сотрудником, и уже тогда успел себя показать с хорошей стороны.

Ещё одним членом коллектива является старший государственный инспектор безопасности дорожного движения с десятилетним стажем Александр Баранов, который осуществляет дорожный технический надзор. Накануне нового учебного года особой его заботой является тщательная проверка готовности транспорта по перевозке школьников, начиная от ремня безопасности и заканчивая наличием допуска у водителя. По долгу службы ему приходится часто общаться с главами поселений, в чьём ведении находятся муниципальные дороги, где должны устанавливаться знаки и обозначаться пешеходные переходы. Кстати, после обследования дорожного хозяйства в населённых пунктах, «зебру» заново «нарисовали» специальной краской, сделав доступной для всеобщего обозрения, и в первую очередь, для автомобилистов. Сегодня ситуация такова, что руководители располагают весьма скромным бюджетом. «И входишь в их положение», – поясняет Александр Анатольевич. В общем, каждую проблему приходится прочувствовать так, словно выполнять предстоит самому. Легче дать предписание и этим ограничиться. Но от того дело не выиграет, понимает госинспектор. «Мы, – добавляет он, – показываем, где необходимо поставить знак, который обязательно должен стоять в местах массового пребывания, в районе перекрёстков». И после этого они там появляются.

Рабочий день продолжается, одно общение сменяется другим, и вот уже на приём приходит заявитель, недовольный состоянием дорог, покрытых ямами и колдобинами. Есть среди таких весьма настойчивые. Едва дождавшись положенного для ответа срока, они снова спешат в полицию за ответом, ожидая скорых действий. И требуется обстоятельно объяснять, «разжёвывать», что нельзя так быстро принять меры, как хочется, но проблема потихоньку решается. Кто-то может нервничать, возмущаться, слыша лишь самого себя. И с каждым необходимо найти общий язык, подобрать для этого простые и понятные слова. Впрочем, как и везде.

Но какие бы мероприятия ни проводились, здесь не забывают о пропаганде безопасности дорожного движения, на которую делается акцент, о чём говорит единственная представительница прекрасной половины человечества в мужском коллективе, Ольга Есипова. С этой целью в Instagram создана страничка ОГИБДД по Смидовичскому району, где размещается разная информация – сводки происшествий, интересные факты, сведения о проведении профилактических операций…

«Многие мероприятия этого плана проводятся с участием детей, ведь они – самое главное в нашей жизни», – поясняет Ольга. Сегодня повсеместно стали создаваться ещё и отряды юных инспекторов дорожного движения, охватывающие ребят первых-пятых класс. Некоторые по этому поводу недоумевают: «Зачем?». А представьте себе, что нарушителя останавливает, как положено, инспектор, а короткую беседу, обращённую к совести водителя, ведёт малец, который недоумевает, как это умный взрослый допустил преступное легкомыслие. Вот здесь и «почешет» иной голову.

В обязанности Ольги Есиповой, инспектора по административному законодательству, входит контроль за соблюдением прав при составлении документации в отношении правонарушителей. И ворох бумаг тут обеспечен. Но не надо думать, что работа ограничена рамками кабинета. Девушка наравне с остальными выходит в рейды, дежурит в экипаже в разное время суток и в разных обстоятельствах, в том числе и очень сложных, где непросто даже мужчине. Но стойко выдерживает всё. И во многом благодаря дружному коллективу.

Сам начальник ОГИБДД по Смидовичскому району Дмитрий Корнилов, продолжая тему, добавляет, что их коллектив самый укомплектованный в области, но при этом здесь всегда рады принять человека, который стремится в нём работать и готов к этому. Ведь здесь не только сложно, но и нередко опасно. Бывает, что уже часа через два после дежурства приходится в ночь-полночь выезжать на место происшествия с пострадавшими, в ущерб интересам семьи и её спокойствию. А где-то на дороге ждёт человек, которому плохо и где произошло несчастье. Нелегко видеть, как металл «рвёт» людей и уже невозможно им помочь, лишь приходится констатировать сам факт, пропуская увиденное «через себя». И невозможно отделаться от вопроса: «Что мешало соблюдать правила?», ведь скорость не прощает легкомысленного обращения – гибнут люди, которые могли бы ещё жить и жить, строить планы, воспитывать детей и внуков. Ладно бы, только себя подвергать риску, но другие расплачиваются за чужую беспечность. Вот и стоит на посту не робот, а живой человек, чтобы понять, почему нарушитель не прислушивается к голосу разума.

Пока же вразумлять получается, в основном, штрафами. Каждый случай индивидуален. Где-то можно ограничиться словом, которое окажется действенным. Причём, делать это без высокомерия, не подчёркивая собственное превосходство. Просто поговорить по-человечески. Не зря при заступлении на дежурство Дмитрий Александрович не забывает напомнить не только о необходимости соблюдать законность действий, но быть вежливым и корректным. И при том, в случае необходимости, проявлять твёрдость. «Сам я, останавливая нарушителя, поговорю и с ним, и с ребёнком, спрошу у него: «А почему ты не пристегнулся?». Но штраф всё равно выпишу. Не могу по-другому, когда речь идёт о безопасности детей», – возвращается к «детскому вопросу» Дмитрий Корнилов. Он любит проехать по посёлку и, замечая играющих в опасной близости от дороги ребятишек, остановиться и поговорить с ними о правилах безопасности дорожного движения. Или помахать рукой из окна маленькому пассажиру, к его великой радости: «Мама, мне дяденька полицейский помахал!». И оставить у мальчугана добрые воспоминания. Начинать надо с детей, чтобы они научились уважать и закон, и требования дорожного инспектора, уяснив себе с «младых ногтей», что только за правильную езду никто не накажет.

Трудно заранее предположить, «что день грядущий готовит». Может быть, после ДТП потребуется пуститься на розыски виновника, который сбил человека и скрылся, не оказав помощи и пытаясь уйти от ответственности. И включить смекалку, проводя расследование с выяснением всех обстоятельств происшествия. А то и провести личную беседу с очередным лихачом, который надеется: «Авось, проскочу!». Порой в тёмное время суток может произойти встреча лицом к лицу с пьяной компанией, а инспекторов всего двое, и явный перевес сил не в их пользу. Неизвестно, чего ожидать от таких людей, уже готовых «распустить руки»… Не менее опасно встретиться на пустынной дороге с теми, кто перевозит наркотики, поскольку в их поиске тоже участвуют сотрудники ГИБДД. Их иной раз в шутку называют «спецназом полиции», в чём есть большая доля истины, поскольку приходится делать всё возможное, обеспечивая дорожную безопасность.

Сегодня есть сдвиги в части снижения смертности при ДТП. К 2024 году в стране предполагается снизить сегодняшние данные до 50 процентов, а к 2030 году – достичь нулевого показателя. И, как заметил Дмитрий Александрович, тут есть к чему стремиться. Поэтому в любую погоду – дождь, жару и снегопад – они всегда стоят на посту, чтобы не допустить серьёзных, а порой и трагических последствий.