Смидович… Говоря о районном центре, невозможно не вспомнить наш родной Смидовичский авторемонтный завод, позже завод автоспецоборудования. Сколько смидовичан прошло в его цехах трудовую закалку, приобрело профессию, стало квалифицированными специалистами.

Моя трудовая жизнь тоже начиналась здесь в далёком 1966 году. Тогда на предприятии ремонтировали автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-51, открывался деревообрабатывающий цех, все во главе с директором Борисом Ефремовичем Реутовым готовились к выпуску автофургонов.
Помню, начальник отдела
кадров Иван Петрович Богомолов, оформляя документы, напутствовал: «Смотри, не подведи, наше предприятие передовое». И я, как и все рабочие, старался. Сначала под руководством наставника Ивана Гагарина учился сборке автогрузовых платформ, осваивал деревообрабатывающие станки. Потом, сдав на разряд, вошёл в комсомольско-молодёжную бригаду сборщиков автофургонов, где работали Александр Стеблянко, Виктор Киселёв, Александр Пацук и другие.
Через два года, когда меня призвали в армию, я был уже кандидатом в члены КПСС, а вернулся опять на завод уже коммунистом.
В то время старшим мастером деревообрабатывающего цеха был Николай Петрович Бурдин, а мастером – Петр Афанасьевич Радионенко. Вскоре Николай
Петрович стал директором завода, а на его место назначили Михаила Трофимовича Короля. Были продвижения в карьере и у меня. Сначала возглавил бригаду, а с уходом Михаила Трофимовича на пенсию, руководил деревообрабатывающим цехом.
Через наше предприятие прошло много молодёжи. Не поступил в институт – иди на завод получать профессию, учиться работать в коллективе. А поучиться было у кого. Всем известно имя участника Великой Отечественной войны, кавалера трёх орденов Славы Александра Михайловича Гагаринова, работавшего у нас токарем-фрезеровщиком. Прославляли своим трудом моторный цех Виктор Степанович Павлушкин, Анатолий Степанович Радионенко, Виталий Никитович Дорофеев. Большой вклад в общее дело заводчан внесли сёстры Анна и Вера Пинчук, их брат Леонид, семья Николая и Екатерины Макуха. Славились мастера цехов: слесарно-подгоночного – Сергей Прокопьевич Щедловский, Вера Семёновна Полушина, слесарно-монтажного – Владимир Петрович
Кохановский.
Производственные совещания, партийные собрания, работа
профсоюзной организации, технический контроль, социалистическое соревнование – всё было направлено на улучшение условий труда и повышение производственных показателей. Составлялся план-график на месяц и каждый день. Совет бригады рассматривал коэффициент трудового участия каждого работника, за нарушение производственной дисциплины он снижался. Передовиков награждали грамотами, знаками «Ударник пятилетки», а нерадивых брали на «поруки» – всей бригадой поручались за них. Жили по принципу: «Один за всех и все за одного!». В каждом цехе имелась бытовая комната, где можно было отдохнуть, поиграть в бильярд, шахматы, послушать музыку. В заводской столовой работников кормили бесплатно, а автобус развозил по домам после второй смены. Была оборудована сауна, профсоюз выдавал путёвки на курортное лечение, организовывал вечера, детские новогодние утренники. Заводчане оказывали помощь совхозу в уборке урожая, со своей техникой выезжали на заготовку сена.
Жизнь «бурлила». Всё изменилось с наступлением перестройки. На смену плановому хозяйству пришла рыночная экономика, к которой многие оказались не готовы. Если раньше заказы на наши фургоны, а они уже изготовлялись цельнометаллическими, поступали из разных уголков страны, их можно было увидеть в любой союзной республике, нередко мелькали даже в кинолентах, то в 90-е произошел «сбой». Как ни старался Вадим Николаевич Кругликов, которому досталось в этот сложный период возглавлять завод, предприятие «не удержалось на плаву».
В 1996 году, когда Смидовичский авторемонтный доживал последние месяцы, многие вынуждены были искать заработок, чтобы содержать семьи. Ушёл с завода и я, отработав здесь ровно тридцать лет. Недавно ночью, взглянув в сторону заводских цехов, увидел лампочки горящие на звезде, установленной ещё железнодорожниками расположенного там локомотивного депо. Теперь здесь находится ПМС-317. Звезда вновь засветилась. Считаю, что это знак: новое поколение берёт дела в свои надёжные руки.