Смидовичский завод автоспецоборудования, прекративший своё существование после развала страны, был одним из крупных градообразующих предприятий посёлка и вносил существенную лепту в социально-экономическое развитие района. Более того, он являлся своеобразной «кузницей кадров», потому что практически вся поселковая молодёжь начинала свой трудовой путь именно в его стенах.

Вот и смидовичанин Владимир Кохановский двадцать лет своей жизни посвятил этому крупному предприятию посёлка. В коллектив завода Владимир Петрович влился в 1969 году, когда он ещё назывался авторемонтным. К тому времени у молодого специалиста за плечами уже были служба в армии, учёба в
профтехучилище и политехническом институте города Хабаровска, где он сначала освоил профессию механика, а затем – инженера-механика по ремонту промышленного оборудования. Имелся также пятилетний опыт работы в инструментальном цехе Хабаровского судостроительного завода им. Горького.
Молодого высококлассного специалиста взяли слесарем-ремонтником четвёртого разряда на авторемонтный завод в монтажный цех. А когда спустя несколько месяцев освободилась должность начальника цеха, то этот пост доверили ему.
– В моём подчинении были котельная, монтажный цех, инструментальная мастерская и электроцех, – рассказывает Владимир Петрович. – Там работали электрики, слесари, кочегары, инструментальщики и другие специалисты, всего 40 человек. Мы ремонтировали оборудование, выпускали прессованные штампы из металла и могли изготовить любые детали. Заводом тогда руководил Хацкелевич, а через полгода его сменил Владимир Константинович Ясанчин. Он несколько лет возглавлял предприятие, а его отец, фронтовик-разведчик, работал слесарем. Они были хорошими людьми, я часто их вспоминаю.
На заводе ремонтировали грузовые автомобили и выпускали деревянные автофургоны, обшитые металлом, с надписями «Хлеб» и «Мебель». На предприятии трудились 270 человек. По меркам района оно считалось хорошо оснащённым. На заводе было множество различного типа станков: шлифовальных, токарных, а также располагались многотонные прессы и другое
оборудование.
– К нам пригоняли машины
ГАЗ-51, которые мы разбирали до «нуля», – вспоминает Владимир Петрович. – Производили капитальный ремонт отдельно двигателя и машины целиком. У нас было мощное моющее отделение, где промывали все детали, что-то заваривали, что-то меняли и собирали снова. Работы было много, автотранспорта ведь в стране в то время не хватало. Особенно большое количество техники поступало осенью, когда заканчивалась посевная кампания. Со всего Советского Союза технику доставляли на завод по железной дороге.
Смидовичский авторемонтный завод входил в объединение, которое состояло из 43 аналогичных предприятий всей России. На Дальнем Востоке их функционировало четыре, а главное находилось в Уссурийске. После капитального ремонта на заводе в месяц в среднем выпускалось более 60 грузовых автомобилей и около 70 фургонов. Производственная цепочка состояла из нескольких цехов: монтажного, подгоночного, деревообрабатывающего, агрегатного и ремонтного, а также малярной мастерской со специальными покрасочными камерами и кузницей. Разнообразен был и профессиональный состав заводчан, включавший в себя слесарей, токарей, фрезеровщиков, медников, сварщиков, прессовщиков, маляров и шоферов. Работали опытнейшие люди, имеющие высшую категорию, особенно в инструментальном цехе.
В 1970 году на предприятии произошла реорганизация, после которой оно стало именоваться «Смидовичский завод автоспецоборудования» и подчиняться напрямую Москве. Сменилось не только его название, но и производственная линия, а также финансирование, благодаря чему зарплаты заводчан существенно выросли. Здесь стали производить капитальный ремонт только двигателей, а помимо фургонов спецназначения, которые изготавливались из высококачественного металла, освоили выпуск длинномерных бортовых полуприцепов. Бразды правления предприятием перешли в руки Вадима Николаевича Кругликова, который возглавлял его до полного закрытия.
– Когда мы не стали подчиняться Уссурийску, деньги целенаправленно стали поступать на завод, – продолжает Владимир Петрович. – В итоге расширилась производственная база и улучшились условия труда рабочих. У нас появились сауны, хорошие раздевалки и даже бильярдные. Мы построили ведомственный многоквартирный дом, провели по улице Октябрьской линию электропередачи, заасфальтировали часть дорог в посёлке и оказывали помощь в оборудовании и содержании местного стадиона «Локомотив». Для самого же завода производственной инфраструктуры, доставшейся в наследство от бывшего паровозного депо, вполне хватало. Мы только построили большой гараж и складские помещения, а стены цехов, сделанные из гранита, ещё всех нас «переживут».
С особой теплотой Владимир Петрович вспоминает и коллектив завода, который, несмотря на многочисленность, был сплочённым, дружным и трудолюбивым. Все стремились выполнить производственные показатели, охотно принимали участие в соцсоревнованиях и субботниках. А свой профессиональный праздник, День автомобилиста, отмечали торжественным собранием с награждением передовиков производства и концертной программой.
С годами на этом градообразующем предприятии родились целые трудовые династии: Пинчук, Барабаш, Клюшиных и многих других. Здесь же встретил свою вторую половинку и Владимир Петрович. Красавица и известная многим землякам певунья Людмила работала фельдшером в заводском медпункте, а их кабинеты находились по соседству. Время супружеской жизни пролетело незаметно, и в следующем году супруги Кохановские уже отметят 50-летний юбилей своей семьи. Это радостное событие с ними разделят их родные и любимые дочь Наталья и внук Никита.
В 1992 году, когда заводу стало грозить полное закрытие, Владимиру Петровичу пришлось освоить профессию оператора котельной установки. Его пригласили работать во вновь построенную четвёртую котельную, отапливавшую первую школу и близлежащий благоустроенный жилфонд. Коллектив кочегаров он собрал из бывших коллег-заводчан, имеющих высшее образование. Они оснастили котельную современным автоматическим оборудованием, да так, что перенимать опыт к ним приезжали делегации из Хабаровска и Биробиджана.
Однако заводская трудовая жизнь по-прежнему близка не только Владимиру Кохановскому, но и многим смидовичанам, и, несмотря на прошедшие годы, останется в их сердцах и памяти навсегда.