Заключительный день очного этапа муниципального конкурса «Педагогический дебют» состоялся на базе школы № 1 п. Смидовича. Участие в нём приняли педагоги-наставники из районного центра.

Условия первой части конкурса для номинации «Педагоги- наставники» остались прежними. Им предстояло показать своё мастерство в ходе проведения учебного занятия с учащимися принимающего учреждения, а затем выступить с презентацией «У меня это хорошо получается». Далее вместо ставшего традиционным для других конкурсантов мастер-класса учителям с богатым педагогическим опытом было поручено провести методический семинар и публичные выступления на интересующие их темы.
Первой встретила гостей учитель русского языка и литературы школы № 3 п. Смидовича Оксана Рычкова. В ходе тридцатиминутного урока она через анализ и интерпретацию рассказа Леонида Андреева «Кусака» попыталась привить ребятам седьмого класса чувство ответственности, которое считает одним из важнейших нравственных ценностей. Основными задачами здесь были формирование умения анализировать и интерпретировать текст, развивать мыслительные операции и умение выражать свои эмоции, а также формировать чувство ответственности.
– Мой урок был направлен на анализ чувств и эмоций, так как именно литература по сравнению с другими предметами в первую очередь формирует эмоциональную культуру человека, – поясняет она. – Если ребёнок будет сопереживать, сочувствовать, одним словом, выражать свои эмоции, он вырастет отзывчивым и милосердным. Преобладающим на этом уроке является воспитательный аспект. Через судьбу собаки автор показывает последствия необдуманных и безответственных поступков людей, заставляя задуматься над своим поведением.
Для решения основных задач урока Оксана Николаевна использовала различные технологии и приёмы. Дети, по её мнению, работали активно и поставленная ею цель была достигнута.
С этим мнением согласились и члены жюри, которые занятие педагога в целом оценили положительно.
Второй конкурсант – учитель истории и обществознания
школы № 1 п. Смидовича – Михаил Берюков решил порассуждать с ребятами девятого класса на злободневную сегодня тему «Холодная война: невыученные уроки».
– Данная тема была мной выбрана по той причине, что она очень современная, – считает он. – На уроке мы с детьми проанализировали время начала «холодной» войны 1945 года и современную международную обстановку, в которой участвуют те же страны. Хотелось детям донести все отрицательные аспекты любого военного конфликта, чтобы сформировать у них нравственную установку по отношению к войне. Ведь война – это плохо, это – кровь и боль. И хотелось бы пожелать поколению ребят, которые сегодня сидели за партами, узнавать о войне не с экранов телевизоров, а из учебников по истории.
В ходе последующего методического семинара конкурсанты отметели теоретические основы тех практических методов работы, которые были применены на уроке. В частности, Михаил Геннадьевич рассказал о проблемно-диалогической технологии как основном методе своей работы. Суть её заключается в том, что на уроке создаётся проблемная ситуация, связанная с разными вещами, из которой ребёнок должен выйти, опираясь на диалог. А Оксана Николаевна поделилась опытом работы о том, какие приёмы смыслового чтения она использует на уроках.
Во время выполнения последнего задания «Публичное выступление» Михаил Берюков затронул ещё одну актуальную тему. На этот раз она коснулась современного образования, которое, на его взгляд, требует широкого общественного обсуждения.
– Я взял тему дефицита педагогических кадров в современной системе образования, – говорит он. – А для её решения предложил заняться практическим выполнением Майского указа Президента России Владимира Путина от
7 мая 2018 года, где говорилось о повышении престижа профессии учителя через реализацию новой национальной системы оценки качества работы педагогов.
Оксана Рычкова в свою очередь решила поговорить о роли родителей в приучении ребёнка к чтению.
– Есть красивая цитата «Ребёнок становится читателем на коленях своих родителей», – сказала она. – То есть, если ребёнка с детства будут приучать читать, то для него это занятие станет не обузой, а удовольствием или хотя бы оно будет нормально восприниматься. Ведь чтение – это основа успешного обучения, на процесс которого, по данным психологов, влияет более двухсот факторов. Но самый главный из них – это скорость чтения и осмысление текста, который перевешивает все остальные.
По мнению Оксаны Николаевны, если ребёнок приходит в школу умея читать и не относится к этому как к нудной обязанности, то в процессе обучения у него будет всё хорошо получаться.
Между тем главная цель конкурса, считают его организаторы, не выявление победителя, а создание условий для повышения профессионального роста педагогов. По словам члена жюри, старшего преподавателя кафедры общего образования и воспитания Областного института повышения квалификации педагогических работников Оксаны Храмовой, у наших учителей в этом деле есть отличительная черта.
– Для педагогов Смидовичского района характерно наставлять детей именно на коммуникативный лад и давать им самим в начале урока строить проблемную учебную ситуацию, – подчеркнула она. – Это просматривается у всех учителей и во всех классах очень чётко. Педагоги прививают детям умения говорить, рассуждать, отвечать на вопросы точными, полными ответами. То есть, формулировать вопрос и тут же давать на него ответ. Такие уроки я оцениваю на «отлично». Спасибо учителям за такие мастерские приёмы, которые они применяют в своей деятельности.
В рамках этого конкурсного дня был также проведён обучающий семинар на тему «Нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок проведения аттестации педработников, организаций, осуществляющих педагогическую деятельность». Об изменениях в данной нормативно-правовой базе учителям района рассказала главный эксперт-специалист комитета образования ЕАО Альбина Брайченко.
Что касается итогов последнего конкурсного дня, то наибольшее количество баллов набрал Михаил Берюков. Окончательный же результат будет озвучен на
торжественном мероприятии, посвящённом завершению всего конкурса «Педагогический дебют».