Встречая свой семидесятилетний юбилей, николаевская жительница Любовь Кашкина продолжает заниматься литературной деятельностью. Она по-прежнему плодотворно работает над своими произведениями, полна творческих идей и замыслов. Её многогранный талант нашёл отражение ещё и в песенном творчестве, истоки которого кроются в детстве.

Любовь Фёдоровна родилась в семье, где песня была верной спутницей жизни. Илья Епифанович, дед по материнской линии, оказавший на неё большое влияние, слыл незаурядным человеком, обладателем уникального голоса, плясуном, мастером на все руки, пасечником, рыбаком, охотником, травником, коневодом, ветеринаром… Легче сказать, кем он не был, чем определить все его специальности. Илья Епифанович любил петь, и маленькая Люба росла под его песни, которые были проникнуты разнообразными чувствами – грустью, радостью, печалью, любовью к своим местам. Он научил её многому. Лет в семь на пару с дедом внучка уже ходила рыбачить на реку Ингоду, протекающую в окрестностях родного села Доронинского, находящегося в 150 километрах от Читы. В нужном месте русло перегораживали специальным приспособлением, делая заездки для рыбы, откуда её вычерпывали плетёными ковшами. У девчонки от холода стыли руки, но всё это было ничто по сравнению с наполняющим душу восторгом при виде богатого улова, половину из которого дед раздаривал близким и знакомым.
Жили – не бедствовали. Жарили-парили дичь, снимали с чердака дикоросы, добытые шустрой ребятнёй. Как только за селом поспевала ягода, дети наперегонки спешили её собирать. И Люба не отставала от остальных. А вокруг была почти по девственному прекрасная природа, высокой стеной стоял царственный лес, деревья радовали сочной, словно промытой зеленью, бесконечным ковром стелилась убегающая вдаль степь, украшенная яркими пятнами цветов. Впечатления от этих картин копились подспудно, чтобы потом «вылиться» в трепетные строчки, которые «дышат» любовью к малой родине: «Здесь древностью повеет на меня. Откуда родом я? Я знаю, кто! И слитна я с тобой, гора моя! Я – древний житель твой, вершина Сохондо!»
В пять лет Люба научилась читать. А годом раньше уже выступала на клубной сцене, выучив наизусть большое стихотворение Маяковского, пела свои частушки, а позднее даже сочиняла драмы, которые потом исполняли самодеятельные артисты. И упорно осваивала «народные подмостки», рассказывая бабушкам на лавочке придуманные истории, на околице влезала на столб, чтобы быть на виду у зрителей. Как-то она порвала новую красивую юбочку, сшитую накануне мамой. Но жажда выступать была сильнее печали от нанесённого самой себе урона.
Ах, детство! Прекрасная, ни с чем не сравнимая пора! До сих пор помнится их школьный хор в шестьдесят человек. Руководил им ученик десятого класса Толя Зайцев. Аккомпанировал и вовсе пятиклассник. Выступления юных певцов пользовались успехом. На концерты старались поспеть даже доярки, управившись с коровами, и прочие работники сельского хозяйства. В составе большой артистической команды, в которой были ещё шутники-ведущие, «циркачи» и фокусник, объехали не только близлежащие, но и дальние населённые пункты. И просто горели желанием выступать, отличаясь завидным рвением. В тёплое время, если клуб был закрыт, репетировали на улице, а в холода и в бане. Но никто не чувствовал себя неуютно. При том учились хорошо и успевали помогать родителям по хозяйству. В страду школьники трудились в колхозе – ухаживали за ягнятами, выполняли свои нормы в полеводческих и овощеводческих бригадах, орудовали на току, заготавливали сено. (Люба умела косить с пятого класса, и этому её тоже научил дед.) А заботливая повариха кормила юных тружеников обедом. И суп её казался таким вкусным!
Дети работали легко и весело, с песней. Одна из заводил, Люба, часто запевала, и люди узнавали её звонкий голос. Может быть, именно в такой момент оказался рядом руководитель большого хозяйства. Постоял, послушал, а потом сказал: «Нет, ты не колхозница!». И действительно, она выбрала иной путь. Сразу после школы девушке довелось работать комсоргом в колхозе. К их хозяйству относились девять сёл, поэтому надо было часто мотаться по району, посещая попеременно каждый населённый пункт. Бывало, возвращаться обратно в Доронинское приходилось уже ночью, топая пешком все 18 километров. И тут «романтика дорог» грозила обернуться смертельной опасностью. В тех краях обитали волки. Чтобы их отпугивать, Люба носила в сумке сухую бересту, которую поджигала в случае необходимости. Однажды с ней на пустынной дороге пересеклась колхозная машина, и водитель, увидев семнадцатилетнюю девчонку одну на безлюдье, ужаснулся. Он довёз её до дома, но отругал за неосторожность, да ещё и родителям от него досталось. Однако о собственной безопасности Любе как-то не думалось. Поважнее дела находились… В её обязанности входило не только проведение собраний, но и участие в общих делах, помощь колхозу. Нередко задерживалась в каком-нибудь селе. С сердечным теплом вспоминается бабушка, приютившая её на целую неделю. Хлопотливая старушка, провожая свою «квартирантку» на работу, обязательно давала в руки «тормозок» с обедом. А у другой хозяйки, мамы подружки, было четверо ребятишек, которых она растила одна. Приходя домой после работы, женщина выслушивала отчёт каждого о том, что он сделал за день. А в доме к её появлению уже топилась печь, варилась картошка, были сложены горкой дрова, принесена вода… «Надо же! – и теперь изумляется Любовь Фёдоровна, – отчитывались ежедневно все, даже самый маленький, сознавая собственную ответственность перед уставшей матерью…».
Бесконечно удивляли и восхищали земляки, у которых было чему поучиться. Памятны встречи с простыми бесхитростными бурятами, всегда готовыми помочь в трудную минуту. К ним отец ездил таврить лошадей (тавро – отличительное клеймо на бедре у животного), и брал с собой Любу.
Забайкалье – край многонациональный. Здесь смешались и жили в мире и согласии разные народы. Сам прадед Епифан, вырастивший двенадцать детей, был эвенком. А какой дружной была большая родня! Никому не давали пропасть, «захлебнувшись» в своих проблемах и бедах. Всё это позднее осмысливалось снова, и находило отражение в её литературных произведениях проникнутых гордостью за людей, малую родину, которая буквально пропитана историей. Вот знакомая церковка семнадцатого века в Чите, где нынче находится музей декабристов. Сосланные сюда, они же её и восстановили. Именно здесь венчались Иван Анненков и француженка Полина Гебль. Да и само село Доронинское, бывшее в XVIII веке городом, сохранило эту историю. Старинные предметы лежали в буквальном смысле под ногами. Во время огородных работ в земле находили то монеты Петровской эпохи, то красивую вазу или кувшин. Невозможно было пройти мимо немалого наследия прошлого и, забегая вперёд, замечу, что исторические сведения о малой родине Любовь Фёдоровна собирала в течение тридцати лет и создала за это время солидный архив.
А между тем жизнь шла своим чередом. Сибирячка окончила театральное отделение Биробиджанского культпросветучилища, позднее – Хабаровский государственный институт искусств и культуры. Судьба привела девушку в Николаевку. Посёлок с его трудолюбивыми людьми понравился сразу. Ей довелось работать педагогом дополнительного образования в школе, директором Дома культуры, там же заведующей детским сектором, в клубе «Сплавщик». Вместе с коллегами она ходила по цехам самого большого в посёлке предприятия, Тунгусского деревообрабатывающего комбината, организовывая многочисленные мероприятия – концерты, встречи с интересными людьми, праздники выходного дня. Коллектив Дома культуры под её началом за хорошую работу был награждён переходящим Красным Знаменем. Производственники старались помогать работникам культуры. С тёплой признательностью вспоминаются начальник цеха Вячеслав Башкиров, начальник отдела кадров Галина Левкова, Екатерина Гоменюк…
Тогда детей и молодёжь постоянно опекали совместными усилиями, вовлекая их в кружки, духовой оркестр, инструментальный ансамбль, вели большую совместную работу с библиотекой. Этот «деловой калейдоскоп» требовал немало времени и сил, поглощая все дни без остатка. И она крутилась, словно белка в колесе. Даже замужество и появление сына не внесли в жизнь особых изменений. Когда супруги работали вместе в Доме культуры, случалось, ребёнок так и засыпал в кресле во время репетиций или танцев, длившихся до полуночи. В общем, всякое бывало. Любовь Фёдоровна благодарна судьбе за то, что муж, разносторонне одарённый человек, талантливый баянист и художник, со временем научился понимать жену с её бесконечными делами и заботами. Конечно, такое отношение – большое счастье и праздник для души. Да и в рабочих буднях было немало радости, которую дарило общение с интересными людьми – поэтессой Ириной Комар, писателем-земляком Сергеем Кучеренко. Невозможно забыть знакомство с поэтом Виктором Соломатовым. По сути, он стал «крёстным отцом» их ЛИТО «Родники»,
созданного в 1986 году. Его после Анатолия Делюкина возглавила Любовь Фёдоровна. Очень тесно сотрудничали авторы с Ниной Радионовной Волковой, творческим работником газеты «Районный вестник». Она была строга к языку и стилю, но тем самым помогала отшлифовывать творения николаевцев. Сегодня Любовь Кашкина является обладателем нескольких печатных сборников своих произведений (местная поэтесса Нина Скепочка готовит ещё одну её книжку специально к юбилею), постоянно участвует в Николаевских чтениях, творческих встречах, поёт в хоре «Белая акация».
Николаевка для Любови Кашкиной фактически стала второй малой родиной. На этой земле вырос сын. Он и его семья дороже всего на свете: «Я с вами рядом. Мне тепло. И жизни стержень не порушить…». Когда болит душевная рана, другие чувства и эмоции отражаются в строчках. И кажется порой, что от переживаний нет уж сил творить. Но затеплится вдруг в сердце особый «огонёк» при воспоминании о забайкальской сторонушке, и она вновь берётся за перо.
Поддерживают в житейских невзгодах и трудах не только «родимые напевы», но и маленький образок Николая Чудотворца, с которым отец Любови Фёдоровны прошёл всю войну, большая домашняя библиотека, где собраны книги известных авторов. А ещё… «Мой дом, моя семья и верные мои друзья», – добавляет она последний штрих к тому, что было сказано…
Немалую часть прозаических произведений Любови Фёдоровны составляют новеллы. Одну из них предлагаем вашему вниманию.