В период с 1919 по 1922 год на территории современного Смидовичского района прошло много сражений. Самыми крупными из них являются Инский, Ольгохтинский и Волочаевский бои.

97 лет назад сражение у маленькой станции Ин переломило ситуацию на фронте Гражданской войны.

В декабре 1921 года Белоповстанческая армия, поддерживаемая японскими интервентами, стала вытеснять войска Приамурского военного округа из Приморья и Хабаровска на левобережье Амура, где прошли бои у Покровки и Владимировки. Японцы делали последнюю ставку на войска генерала Викторина Молчанова. Части Народно-революционной армии (НРА) были оттеснены на запад и остановились на станции Ин.

Белогвардейцы были достаточно хорошо вооружены и превосходили по численности «красные» части, отходивших с тяжёлыми потерями, переживали огромные затруднения с оружием, снаряжением и продовольствием. Боевые действия совпали с моментом реорганизации и роспуска партизанских отрядов и формированием на их базе регулярных частей НРА. Это предопределило первоначальный успех наступления белогвардейцев. Молчановцы, имея ближайшей целью захват станции Ин, планировали дальнейшее продвижение в Амурскую область и далее, в Забайкалье, у границ которых были стянуты контрреволюционные казачьи части из Маньчжурии, готовые выступить и соединиться с войсками генерала Молчанова.

Большевики Дальневосточной республики подняли тревогу. Партия мобилизовала на фронт коммунистов. Командование НРА получило приказ любыми средствами остановить фронт под Ином. На станцию срочно прибыли свежие части из Забайкалья и Амурской области. Стягивались и приводились в порядок отступающие от Хабаровска отряды. 20 декабря на Ин стали прибывать первые эшелоны 1-ой отдельной Читинской стрелковой бригады под командованием Николая Томина – соратника Василия Блюхера.

Прибыл эскадрон Троицко-Савского кавалерийского полка. Маленький посёлок не смог обеспечить тёплыми помещениями всех бойцов. Они грелись в домах поочерёдно, жгли костры на улицах. Комиссары и политработники проводили работу по укреплению дисциплины и порядка в войсках, готовили людей к решительному сражению, которое остановило бы быстро продвигавшуюся на запад Белоповстанческую армию. В районе железнодорожного депо и Петровской дороги наспех сооружали окопные укрытия из снега, политого водой. Далеко от станции на мари были выставлены передовые посты и дозоры.

Численность Приамурского Военного округа, основные силы которого концентрировались на станции Ин, на тот момент составляла более 3400 штыков и свыше 1100 сабель.

В канун 1922 года, в сравнении с тяжёлыми событиями в Благовещенске, войскам Приамурского военного округа улыбнулась удача. Измученные тяжёлыми затяжными боями и отступлением в суровых условиях дальневосточной зимы, они одержали свою первую победу.

В действиях у командного состава молчановцев появилась определённая самоуверенность. Ранним морозным утром 28 декабря 1921 года белогвардейские части в составе трёх пехотных, одного кавалерийского полков, конной батареи во главе с генералом Константином Сахаровым под прикрытием темноты с трёх сторон подошли к станции. Удар на позиции НРА был нанесён внезапно. Обойдя фланги, «белые» ударили с тыла. Участник боя, легендарный командир Тунгусского партизанского отряда Иван Шевчук вспоминал: «Удар на Ин был поистине ошеломляющим…».

Части НРА растерялись и начали беспорядочно отходить. Первыми в бой вступили резервные подразделения Особого Амурского полка. Командир и комиссар полка остановили бегство народоармейцев и повели их в контратаку. При этом отступающие подразделения пятого стрелкового полка наткнулись на обходящую группу «белых», завязали с ней бой и вынудили её отступить.

Исход сражения решили отряд партизанского командира Фёдора Петрова-Тетерина и поддержавший его бронепоезд № 8. под командованием Петра Дробышевского.

Бойцы НРА под прикрытием огня бронепоезда бросились в штыковую атаку на правом фланге и в районе паровозного депо. «Белые» вынуждены были отступить на восток. План генерала Сахарова был сорван, и, потеряв людей, белоповстанцы отступили.

Преследование велось до разъезда Ольгохта.

Инский бой предопределил дальнейшие успехи НРА на территории Смидовичского района. Он стал первой победой, имеющей моральное значение для преодоления растерянности и оформления войск в боевой кулак.

После боя на митинге командующий Восточным фронтом Степан Серышев поздравил бойцов с победой: «Товарищи, – говорил он, обращаясь к бойцам, – наш сокрушительный контрудар по врагу есть начало полного его разгрома». Здесь же на митинге бойцы НРА провозгласили лозунг: «Хабаровск должен быть нашим!».

Между тем, у отличившихся под Ином бойцов Особого Амурского полка настроение было безрадостное ввиду плохого снабжения, отсутствия горячей пищи и перекусов мороженой рыбой – кетой. Для укрепления дисциплины был создан военно-полевой суд.

После Инского боя и череды провальных штурмов Волочаевки народоармейцами в январе 1922 года началась подготовка к решающему наступлению частей НРА в направлении Хабаровска.

В бою под Ином погибли 150 «красных» и более 100 «белых» бойцов – граждан одной страны. Народоармейцы и партизаны были с воинскими почестями захоронены в братской могиле в центре посёлка. «Белые», по воспоминаниям очевидцев, были захоронены в том месте, где позже построили ПМС-74.

Сегодня о бое и событиях Гражданской войны напоминают памятник участникам этого сражения, установленный на братской могиле «красных» бойцов, мемориальная доска на здании, где находился штаб «красных» частей в 1921–1922 годах, обелиск в честь Инского боя, сооружённый в 1977 году, и другие реликвии боя, которые хранят благодарные смидовичане.

Несмотря на давность событий, мы не должны забывать об этой братоубийственной войне потому, что в её костре погибли сотни граждан нашей страны. Для многих «белых» и «красных» последним пристанищем стала смидовичская земля.