Большинство тех, кто в юные годы состоял в комсомоле и с гордостью носил на груди значок «ВЛКСМ», говорят, что бывших комсомольцев не бывает: привычка проявлять свою активность, сохраняя бодрость духа и «деловой запал», остаётся на всю жизнь. Как и память о прошлом, которая хранит многое. Сегодня закалённая в делах «всесоюзная гвардия» делится своими воспоминаниями о незабываемой комсомольской поре.

Наталья Внукова, с. им. Тельмана:

– Во время учёбы в техникуме я была старостой группы, входила в комсомольский актив, который не просто был впереди, а «тащил» всех за собой: организовывал многочисленные мероприятия, зажигая и поднимая дух. Сдавали нормы ГТО, проводили субботники, танцевальные вечера… В куче дел, которыми наполнялись будни и праздники, активисты успевали «туда и сюда». Ритм жизни семидесятых не изменился и после окончания техникума, когда довелось работать инженером-конструктором на заводе «Уралхиммаш» в Свердловске. Там очень активно развивалось спортивное направление. И ежегодно 9 мая, в День Великой Победы, приходилось участвовать в большой эстафете, выступая за газету «Химическое машиностроение», представлять инженерно-конструкторский отдел в различных соревнованиях, при этом стараться показать лучший результат, чтобы никого не подвести. Но и свою работу надо было сделать в срок. Так что жизнь бурлила и не стояла на месте.

Валентина Шапурина, п. Волочаевка:

– Ярким воспоминанием юных лет осталось вступление в комсомол. В его ряды принимали не всех, а только лучших. И это был стимул для того, чтобы отличиться в учёбе и общественной жизни. Мы очень ждали такого важного события, мечтая носить на груди комсомольский значок. Готовились со всей серьёзностью: читали специальные брошюры, следили за событиями в стране и мире, «экзаменовали» друг друга. И волновались, конечно. Потом отправились в Смидовичский райком ВЛКСМ, куда «стекались» подростки из других сёл и посёлков района. В большом кабинете, где проходил приём, за столами сидели взрослые люди и задавали вступающим разные вопросы: о комсомоле, о том, что происходит за рубежом, о «буднях великих строек», своей учёбе и школьных поручениях… А когда говорили: «Поздравляем, вы приняты!», такая радость охватывала, не выразить словами. Как на крыльях вылетали в коридор, кричали: «Ура!» и обнимались…

Ольга Кокшарова, п. Приамурский:

– Комсомольцы были самыми активными в школе и пользовались уважением. Невозможно сказать, в чём они не участвовали. Те же субботники превращали в трудовые праздники и «подтягивали» к участию остальных. И мысли ни у кого не возникало, чтобы «пофилонить», пропустить важное общественное мероприятие. Мальчишки в классе, которых не приняли в комсомол, стыдились этого, вдобавок, мы ещё и подшучивали над ними. Вот они и старались исправиться. А мы ходили к троечникам домой, проверяли выполнение уроков, помогали, в случае необходимости. Ведь если кого-то вызывали на комсомольское собрание за плохое поведение или учёбу, это вообще было позором на всю школу. Старались такого не допускать. И страха тут не было. Просто чувствовали ответственность за свой коллектив и не хотели никого подводить…

Зинаида Емельянцева, с. Даниловка:

– В комсомол меня приняли во время учёбы в Биробиджанском педагогическом училище. Многие ещё не успели вступить в ряды ВЛКСМ. Из трёх имеющихся групп учащихся выбрали самых лучших. Комсомольские билеты и значки в торжественной обстановке актового зала вручала сама директор училища Дворкина Циля Исааковна. Все поздравляли, аплодировали, и настроение было приподнятое – душа пела. Потом меня выбрали комсоргом, который, как обычно, входил в комсомольский актив училища. Работы хватало – следили за дисциплиной, посещаемостью учащихся, «разбирали» провинившихся на собраниях. Вели большую культурную деятельность, не упуская возможности коллективно попасть на просмотры хороших фильмов, концерты артистов, которые часто приезжали в областную столицу. А ещё выбирали делегатов на областные комсомольские конференции, что считалось ответственным делом. Попасть туда хотелось всем, настолько авторитетным и, как сказали бы сейчас, престижным было это событие. Но такой чести удостаивались только лучшие. Поэтому долго обсуждали каждую кандидатуру, голосуя за претендентов, чтобы они могли достойно представить своё училище…

Виктор Зубарев, с. Камышовка:

– Мы гордились тем, что являемся комсомольцами и вступали в ряды ВЛКСМ не для «галочки», «вырастая» в собственных глазах и обретая уверенность в себе. С любым порученным делом могли справиться. Посещали ветеранов и инвалидов войны на дому, воинов-интернационалистов, работали в совхозе, помогая сельским труженикам… Комсомольцы всегда шли впереди, задавая тон. И вот эта «комсомольская закалка», опыт общественной работы не пропали, пригодились в жизни. Я уверен, что нельзя сказать «был когда-то комсомольцем». Если был, то, значит, и остался им. До сих пор храню билет члена ВЛКСМ и значок, которые напоминают о прекрасной комсомольской юности.

Любовь Рига, с. Ключевое:

– Комсомольская юность дарила всё самое интересное и незабываемое. Инициаторами и организаторами каких только дел мы не выступали!. Концерты, состязания, праздники… Участвовали в субботниках, причём даже ночью. Собирались группой в десяток с лишним человек и с песнями и молодым задором направлялись часов в десять вечера на станцию разгружать вагоны с кормом для совхоза. Управлялись часа за три-четыре, работая без устали. В этой бригаде энтузиастов, кроме меня, были Мария Зайчук, Мария Никритина, Валентина Пышьева, Софья Попова и другие.

Людмила Васильева, п. Николаевка:

– Училась я в неполной средней школе маленького посёлка. Наш восьмой класс, самый старший, весь состоял из комсомольцев, которые служили примером остальным. Нередко можно было услышать громкий шёпот в коридоре: «А «восьмички» затевают то-то и то-то!». Чужая «разведка» узнавала тайну и тотчас «слизывала» нашу инициативу. Поэтому нередко сюрприза не получалось, но мы не унывали и снова разрабатывали «эксклюзив».

Однажды в канун Нового года объявили конкурс на оформление классных комнат. Основным требованием была новизна идеи. Вот тут-то и требовалось держать всё в строжайшей тайне, избегая ненужных «дублей». А как укрыться от вездесущих лазутчиков? И мы придумали. Любопытные пытались «разнюхать», разведать полезную для себя информацию. Но ни один из комсомольцев на эту тему не поддерживал разговора и ничего не делал, хотя время неумолимо приближалось. Ученики других классов уже вовсю орудовали ножницами, шуршали бумагой, скрипели фломастерами. Лишь у заводных комсомольцев не было заметно даже маломальского движения. Все ходили и пожимали плечами: «Что это с «восьмичками случилось?». Даже наш классный руководитель была расстроена тем, что её подопечные не думают о конкурсе. «Но, возможно, соберутся всё-таки?» – гадали многие. Однако наступил последний день занятий перед каникулами, уже раздали дневники с четвертными отметками и завтра ожидался костюмированный бал, а перед тем комиссия проходила по классам и выявляла лучший оформительский коллектив. У всех работа была завершена. А у нас и «конь не валялся», напрасно любопытные без конца заглядывали в дверь. Тут приготовлениями к конкурсу и не пахло. «Ну, и сели вы в лужу, комсомольцы-добровольцы!» – потешалась над нами вся школа.

В пятом часу ушли учащиеся второй смены, насмешливо скользнув глазами по пустым стенам… И мы облегчённо вздохнули, приготовившись к ночному творчеству. Конечно, заранее всё «просчитали». Чтобы родители наверняка отпустили из дома в ночь, я сказала, что иду к подружке готовиться к празднику. Так же отпрашивались и она, и другие участники оформления. В принципе мы не соврали, а лишь не уточнили место действия. Не пошла с нами только одна девочка, побоявшись, на её взгляд, слишком безумной затеи. Зато снабдила нас прекрасным ужином.

Школьную сторожиху тётю Свету «уломали» быстро, выложив ей правду, и поклялись, что абсолютно всё будет в полном порядке. Пообещали даже помыть за неё полы и истопить все четыре печки. Она знала нас как примерных и благонадёжных учениц, поэтому согласилась, вручив ключи от школы. Наказав закрыть все входные двери, тётя Света спокойно пошла спать, пообещав прийти в семь часов утра…

И закипела работа. Сначала мы «навели марафет», сделали уборку, потом затопили печи и принялись творить. Наш комсомольский актив с «ушестерёнными силами» взялся преображать пустые стены. Трудились до глубокой ночи, соорудив на потолке «дождь» из лёгких тончайших снежинок, которые от малейшего колебания воздуха начинали раскачиваться, будто танцевали. Над каждой висели крошечные мигающие лампочки гирлянды. И всё вместе производило потрясающий эффект. Стены и окна тоже неузнаваемо преобразились, одевшись в праздничный наряд. Даже на печном обогревателе появилась стремительная тройка, из-под копыт которой вылетала звёздная россыпь… Мы не только украсили класс и навели порядок в школе, но так хорошо натопили печки, что в помещениях, обычно прохладных, а то и вовсе холодных, стало жарко…

Второй после сторожихи, которая примчалась раньше условленного времени, всё же немного опасаясь за происходящее в школе, пришла наша классная руководительница Галина Ефимовна, проинформированная обо всех подробностях одноклассницей, выпавшей из наших стройных оформительских рядов. Не описать того изумления, которое она испытала, увидев оформление… Только и смогла оценивающе прошептать: «Вот это да-а-а!». К нашей радости, Галина Ефимовна принесла «своим труженикам», как она ласково назвала нас, немало еды, которая оказалась очень кстати, потому что припасённый подругой ужин мы вшестером «умяли» сразу, а потом сильно хотели есть. Подзаправившись и убрав за собой орудия труда, мы собрались сходить домой, чтобы переодеться к празднику. Да не тут-то было! В школу стала спешить ребятня, которой не сиделось дома: хотелось увидеть ёлку в праздничном наряде. Ну и, разумеется, взглянуть на голые стены у «восьмичков», чтобы ещё раз похихикать. Каждый, кто открывал дверь, просто терял дар речи. Так набился полный класс, нас обступили плотным кольцом, недоумевая, когда же мы успели сотворить такую красоту. Конечно, не только главный приз, но и ещё кучу специальных подарков мы получили за особое, «сверхурочное» усердие…

Таких ситуаций в нашей комсомольской жизни случалось немало. И везде, осознавая высокое звание комсомольца, мы старались решить любую проблему нашей школьной жизни, призывая на помощь своё трудолюбие, смекалку, волю… Даже, казалось бы, невозможное, удавалось нам. И другая история подтверждает это. Накануне одного из больших государственных праздников по школе «прокатилась» волна субботников. Ученики усиленно мыли, скребли и тёрли свои классные комнаты, доводя чистоту до идеального блеска. У нас, без пяти минут выпускников, учебное расписание с консультациями и дополнительными занятиями «съедало» всё свободное время и «генералить» пришлось уже в последний момент. Несколько человек пожелали взять эту заботу на себя, чтобы не напрягаться остальным, и после окончания второй смены взялись за дело. Отдраили даже дальние и «тёмные» углы, потом собрали мусор и понесли на помойку. Ночного сторожа ещё не было, школа была открыта, и ребята, находясь неподалёку, затеяли на футбольном поле игру, перекатывая друг от друга старый полусдувшийся мяч. И так увлеклись, что забыли про всё… А когда вернулись в школу, то увидели, что дверной проём их класса зияет «чёрной дырой», а самой двери нет. Все дружно подумали, что пригрезилось… Но ужасная картина не исчезала, как ни трясли они головами. И это было даже хуже, чем просто ужас. Тут одними разборками не обошлось бы.

Вечером же «уборщики» обежали всех одноклассников и рассказали о случившемся. В доме у комсорга экстренно собралась «летучка», на которой было решено: «Дверь нужно срочно найти, каких бы усилий это не стоило». Наутро в школе появилась сатирическая стенгазета, где было помешено стихотворение: «Комсомольцы, как тетери. Им позор! Пропали двери! Не найдутся двери враз, не являются пусть в класс…» Стихотворение было большое и лучше всяких нотаций било по нашей комсомольской совести. Наш актив «пошептался» с классным руководителем, слёзно моля не раздувать дело и не включать «карательные механизмы» одни сутки, пока будут вестись поиски. В общем, уломали педколлектив, и нас отпустили разбираться в этой криминальной истории.

Следуя законам жанра, мы сначала нашли свидетелей, которые хоть что-то видели. И… к своему удивлению, даже суток не ушло на то, чтобы найти злоумышленников. Ими оказались трое мужчин, проживавших в соседствующем рядом со школой бараке. Воспользовавшись отсутствием людей в школьном помещении, они сняли с петель дверь и пронесли её мимо увлечённых игрой ребят, чтобы позже заменить свою входную, вконец разбитую. Подумали, что школа без труда новую купит…

Они не ожидали нашего прихода и сильно растерялись, когда их, взрослых мужиков, стали стыдить подростки. Как говорится, осознали свою вину полностью и попросили «не раздувать пожар». Нам почему-то стало их жалко, и мы предложили потихоньку вернуть украденное имущество, что они и сделали. И наутро дверь, как ни в чём не бывало, стояла на месте. А мужчины потом не раз предлагали помощь. И всячески старались загладить свою вину…