История комсомола – история людей. Можно по-разному относиться к идеалам прошлого: ностальгировать или считать пережитком минувшей эпохи… Но тот факт, что дела комсомольцев сохранились в истории России и конкретно Смидовичского района, отрицать нельзя. Для людей старшего поколения это время великих свершений, больших и маленьких побед, период становления, формирования личности, выбора жизненного пути.

Вот и для смидовичанки Надежды Львовой комсомольская биография стала незабываемой и самой значимой частью жизни.

Родилась и выросла тогда ещё Надежда Делюкова в посёлке Смидович. В ряды комсомольцев района вступила будучи ученицей школы № 1.

В рядах Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи находиться было почётно и ответственно. Принимали далеко не всех желающих, а лучших: активистов, отличников, имевших примерное поведение, хорошо зарекомендовавших себя и в учёбе, и в общественной жизни. К вступлению в комсомол готовились основательно: учили Устав, записывали «прописные» комсомольские истины, спорили, кто достойнее, потому что все хотели быть в его рядах. Решение принимали сначала на классном комсомольском собрании, затем на заседании комитета комсомола школы и только потом на бюро райкома ВЛКСМ, после чего торжественно вручали заветные красные «корочки».

– Окончив десять классов, за компанию с подругами я поступала учиться на стоматолога, но не получилось, и это хорошо, – рассказывает Надежда Львова. – Потому что это было бы не моим делом. Мне больше нравилось работать на Смидовичском заводе автоспецоборудования.

После неудачной попытки стать медиком семнадцатилетняя Надежда пошла работать учеником токаря. Наставником у неё был Владислав Ивонин. А спустя год её направили учиться в Комсомольский-на-Амуре строительный техникум, где она окончила отделение технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Практику Надежда проходила на родном заводе, за это время она освоила все операции по сборке и ремонту автомобиля. Одно время она даже работала водителем. Возила директора завода Ясанчина Владимира Константиновича.

Получив диплом, Надежда вернулась на завод, где её устроили работать учеником экономиста. Но и эта профессия девушке пришлась не по душе.

– Мне больше всего нравилось работать в цехе деревообработки (ДОЦ). Там мастером был Михаил Трофимович Король, и когда он ушёл в отпуск, меня поставили на его место. Сначала было нелегко, но люди меня поняли, поддержали и, несмотря на определённые трудности, план мы выполнили.

На заводе капитально ремонтировали сначала автомобили ГАЗ-51, потом ЗИЛ-130 и строили автофургоны в основном для перевозки хлеба, которые отправлялись по всему Советскому Союзу. Надежда Ивановна поработала технологом в моторном цехе и в цехе деревообработки, а затем, до самого закрытия завода, инженером по стандартизации и метрологии.

На ответственную и почётную должность комсорга завода её избрали в 1974 году. И завертелась её бурная комсомольская жизнь: собрания, заседания комитета комсомола, организация соцсоревнований среди молодёжных бригад, спортивные состязания. Приходилось обсуждать и решать самые разные заводские вопросы, поощрять передовиков и «прорабатывать» нерадивых комсомольцев, нарушителей трудовой дисциплины.

– В мои обязанности входило организовывать комсомольскую работу и производственные соревнования, проводить собрания, принимать в комсомол и многое другое, – вспоминает Надежда Львова. – В каждом цехе у нас была своя комсомольская ячейка, и между ними проводились соревнования по выполнению производственного плана. Победителям вручали переходящий вымпел. А ещё мы участвовали в субботниках, которые проводились ежегодно 22 апреля. На них люди шли с радостью, охотно выполняли порученное дело, которое нам давали на этот день. Лично я, работая в техотделе, в субботник стояла у токарного станка – выполняла резьбу на деталях. Работали в этот день не обязательно по своей специальности. Кто-то трудился в цехах, а кто-то наводил порядок на территории завода. Также у нас постоянно проходили вечера и тематические мероприятия, посвящённые праздникам и памятным датам. В конце октября мы традиционно отмечали свой профессиональный праздник – День автомобилиста. Во время торжественного мероприятия чествовали ветеранов и передовиков производства, пели, «крутили» музыку, танцевали. Различия не было, в каком цеху или в какой должности человек работает, за ответственный и безупречный труд поощряли всех, кто этого заслужил. Практически вся молодёжь посёлка «проходила » через завод и комсомол. На предприятии жили дружно, как одна большая семья. Даже сейчас, когда встречаемся с бывшими коллегами, чувствуем себя и общаемся как родные. У нас работало больше двухсот человек. Кто-то оставался, кто-то уходил на другие предприятия. Заводскую «путёвку в жизнь» получили Виктор Хребтов, Валерий Сергейцов, Николай Мороко и многие другие. О передовиках молодёжных бригад Сергее Политове, Андрее Львове, Александре Полушине, Андрее Дыбулине много говорили и часто писали на страницах районной газеты. Портреты ударников социалистического труда Константина Шульги, Николая Головина, Владимира Васильева, Леонида Барабаша и многих других работников регулярно размещали на Досках Почёта завода и района.

Свою лепту заводская молодёжь вносила и в сельское хозяйство. В соседних совхозах комсомольские десанты работали с ранней весны и до поздней осени, выращивая и убирая овощи.

Так что много интересного и полезного было сделано комсомольцами в те годы, есть что вспомнить и чем гордиться. А любимыми песенными строками Надежды Львовой о комсомоле, как и многих других её сверстников, были такие: «Я в мир удивительный этот пришёл, отваге и правде учиться. Единственный друг, дорогой комсомол, ты можешь на нас положиться…».