Великий Пост был учреждён древней Церковью в воспоминание пребывания Самого Господа Иисуса Христа в пустыне в течение сорока дней, перед тем как явиться народу и проповедовать Царствие Божие, затем пострадать, быть распятым, умереть на Кресте и, наконец, воскреснуть в третий день. В Ветхом Завете эти события были уже возвещены Исходом евреев из Египта под предводительством Моисея. Великий Пост нас готовит к встрече Пасхи, Торжества из Торжеств. Сам Спаситель нам указал, как поститься перед Отцом Небесным (Мф. 6, 16–17).

Великий пост напоминает верующим о сорокадневном воздержании от еды Спасителя в пустыне и том, что только таким способом можно изгнать из души дьявола. Пост следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Видишь ли, что делает пост, – пишет святитель Афанасий Великий, – болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».

Великий пост для христиан – это семь недель (седмиц) напряжённого духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днём (неделей), в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого человека, чей подвиг Церковь почитает как особо значимый для всех христиан. Каждый воскресный день поста является некоторой ступенью в возрастании христиан на пути к Пасхе. Что же символизирует каждая из Недель Великого поста?

1 неделя – Торжество Православия

Первое воскресенье (25 февраля) или, как говорится, «неделя» Великого поста. Именуется она как «Торжество православия». Это событие может считаться полноценным праздником, потому что первое воскресенье Великого поста посвящено победе над противниками веры во Христа. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом этого решения стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано в 754 году на так называемом Иконоборческом соборе при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося на православных почитателей икон, особенно монахов. По своей жестокости иконоборческие гонения были сопоставимы с гонениями на Церковь языческих императоров Диоклетиана и Нерона. По свидетельству летописца Феофана, современника этих печальных событий, император «…многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечом, и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывал бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание».

Борьба с иконопочитанием растянулась почти на столетие и прекратилась лишь в 843 году, когда по инициативе императрицы Феодоры в Константинополе был созван собор, на котором было решено восстановить почитание икон в Церкви. После того как собор осудил еретиков-иконоборцев, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.

Гонения были ослаблены в IX веке. Именно тогда и было решено церковью отмечать это великое и светлое событие, когда люди могли больше не бояться верить в Иисуса Христа и слово Божье.

2 неделя (4 марта) – Святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники уже на закате Византийской империи, в XIV веке. В Церкви он почитается как участник и победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства. Не вдаваясь в тончайшие оттенки этой полемики, можно объединить их общим вопросом: каким образом сотворённый Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далёк от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир? Святитель Григорий Палама выразил свою точку зрения на это в блестящей формулировке: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога, непрерывно поддерживающим этот мир в бытии. Мир не является частью Бога. Но и не отделён от Него совершенно. Их связь можно уподобить звучащей музыке, которая не является частью музыканта, но в то же время является осуществлением его творческого замысла, и звучит (то есть, имеет бытие) лишь благодаря творческому действию её исполнителя. Согласно православной вере он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святитель Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Продолжателями этого делания стали старцы Киево-Печёрской лавры.

3 неделя (11 марта – Крестопоклонная)

Эта Неделя – середина Великого Поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Он находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Возникает закономерный вопрос – почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почёте? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные, поклонные кресты, установленные в памятных местах, – все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принёс Себя ради всех нас.

Чтобы исцелить повреждения, которые грех внёс в природу человека, Господь в Своём воплощении принимает на Себя нашу природу, а вместе с ней и повреждения, которые в учении Церкви названы как страстность, тленность, смертность. Не имеющий никакого греха, Он принимает эти последствия греха добровольно, чтобы исцелить их в Себе. Но ценой такого исцеления была смерть. И на Кресте Господь заплатил её за всех нас, чтобы потом силою Своего Божества воскреснуть и явить миру обновлённую человеческую природу, уже не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест является символом не только искупительной смерти Христа, но также и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за ним.

4 неделя (18 марта) – преподобного Иоанна Лествичника

В Богослужении четвёртой Недели Великого поста Церковь предлагает всем христианам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника. Он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. Всю свою жизнь преподобный провёл в монастыре, расположенном на Синайском полуострове. Иоанн пришёл туда шестнадцатилетним юношей и с тех пор никогда уже не покидал святую гору, на которой пророк Моисей когда-то получил от Бога Десять заповедей. Пройдя все ступени монашеского совершенствования, Иоанн стал одним из самых почитаемых духовных наставников монастыря. В 75-летнем возрасте он против своего желания был возведён в должность начальника Синайской обители. Монастырём он управлял недолго, всего четыре года. Но именно в это время им была написана удивительная книга – «Лествица». История её создания такова. Однажды иноки монастыря, расположенного в двух днях пути от Синая, прислали Иоанну письмо с просьбой составить для них руководство в духовно-нравственной жизни. В письме они называли такое руководство надёжной лестницей, по которой им можно было бы безопасно восходить от земной жизни к Небесным вратам (духовному совершенству). Иоанну понравился этот образ. Откликнувшись на просьбу собратьев, он написал книгу. И хотя она появилась
13 веков назад, её до сих пор с огромным интересом и пользой для себя читает множество христиан во всём мире. Причина такой популярности – удивительно простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни.

5 неделя (25 марта) – преподобной Марии Египетской

Пятое воскресение Великого поста посвящено Марии Египетской. Она была великая грешница, но сумела раскаяться и стала великой святой. Её жизнь – пример неизречённого Божия милосердия к кающимся грешникам. Мария Египетская засвидетельствовала, что человек действительно является хозяином своей судьбы. Вот только распорядиться ею можно очень и очень по-разному. Но всё же возможность с Божией помощью изменить себя к лучшему остаётся у каждого даже на самых запутанных житейских дорогах.

Шестая неделя заканчивается Лазаревой субботой

Вечером совершается всенощная накануне Вербного воскресенья – праздника Входа Господня в Иерусалим, с которого и начинается Страстная седмица.

Великопостное время особенно отмечается двумя молитвами:

Покаянный тропарь:

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Молитва св. Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.