Детский театр «Маски» существует в школе № 1 районного центра пять лет. За это сравнительно небольшое время его поклонниками стали многие жители посёлка Смидович и не только. Как он создавался? Кто входит в его состав? Каковы сценические предпочтения? Ответы на эти и многие другие вопросы в нашем интервью с руководителем театрального кружка Ларисой Серых.

– Лариса Николаевна, сегодня за плечами вашего коллектива уже есть определённый сценический опыт. А с чего всё начиналось?

– Театральным искусством я увлекалась ещё в детстве. Училась в этой же школе и посещала театральный кружок, который вела мой классный руководитель Ирина Александровна Шамина. Когда пришла работать в образовательное учреждение уже в качестве учителя русского языка и литературы, интерес к театральному искусству сохранился. Следуя старой традиции, мы с детьми начали ставить спектакли на Новый год. Но тогда никак не назывались, а в постановках принимал участие весь мой класс, а также дети, которым это тоже было интересно. Просто в те годы так было принято – готовить новогоднее представление. А вот чтобы целенаправленно, серьёзно этим заниматься, такого не было.

Официально наш школьный театр «Маски» зародился пять лет назад. В то время, когда я «взяла» пятый класс, – нынешний состав коллектива. Сейчас они уже десятиклассники. Ребята охотно участвовали в сценках на школьных мероприятиях, да и мне самой это тоже нравится. Поставили сказку на Новый год. Потом решили немного отойти от этого, потому что новогоднее представление зрители не воспринимают серьёзно. Просто театральная постановка – и всё. И мы решили, что это будут не только традиционные сказки на Новый год, (хотя мы тогда давали уже полноценный спектакль), а надо создать театральную труппу, в которую будут входить определённые ребята, и заниматься этой деятельностью достаточно серьёзно. Так появился театр, и мы стали давать дополнительные спектакли. В среднем у нас получалось две постановки в год, а кружок постоянно посещали от 14 до 16 человек. Все они и были заняты в спектаклях.

Сейчас в театральном кружке «Маски» занимаются две группы ребят, старшая – ученики моего класса, и младшая – дети среднего звена, увлекающиеся сценическим искусством. Всего 27 участников, не считая меня.

– Что ставите?

– Сказки, и, в основном, русские народные. Любовь к ним у нас осталась до сих пор. Дети больше всего предпочитают, чтобы это была добрая сказка, смешная и с хорошим финалом. Из объёмных, полных спектаклей, которые идут около или более часа, ставили «Морозко», «Новогоднее чудо», «Новые приключения Конька-Горбунка», «Сказочная история», «Тайна старого сундука», «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца», «Царевна-лягушка». Если они не тематические, как, например, «Апрель 45-го», то показываем только два раза. Повторяем редко, потому что ставим спектакли в спортивном зале, где нет сцены и приходится долго выстраивать «подмостки», кулисы и декорации, которые потом нужно быстро убрать, потому что там проходят уроки физкультуры.

Но дети взрослеют, интересы меняются, и сейчас мы пытаемся взять что-то посерьёзней.

– А именно?

– Старшая группа готовит спектакль к 8 марта, и мы рассчитываем на взрослую публику. Это сказочная, комедийная история для взрослых и старших классов, которая называется «Игра на выживание». Этим спектаклем ребята планируют завершить свою театральную деятельность в школе.

Младшая группа готовит представление для учащихся начальной школы и среднего звена по мотивам сказки «Золушка». Но она немного осовремененная и называется «Золушка, или дело вовсе не в хрустальной туфельке». Это будет их первый спектакль, и состоится он в апреле.

Все наши постановки рассчитаны и на детей, и на взрослых. На премьеру мы традиционно приглашаем ветеранов педагогического труда, клуб по интересам «Светофор», родителей и всех желающих. У нас, как правило, взрослых зрителей получается больше чем детей. Те, кто постоянно ходят к нам на спектакли и продолжают ходить, с нетерпением ждут, когда будет следующее представление.

– Как находите время заниматься сразу с двумя коллективами?

– Честно признаюсь – тяжело. Времени не хватает катастрофически. Хорошо, муж у меня работает тоже в школе, поэтому понимает, что надо, а дочка уже взрослая и учится в институте. Тем не менее, я боялась – справлюсь ли. Ведь две группы одновременно очень трудно готовить. Но, в конце концов, решилась, потому что старшие в следующем году будут в 11 классе, а смену готовить надо. Ведь все уже привыкли, что у нас традиционно идут два спектакля в год и чего-то от нас всегда ждут.

– А как выбираете сценарий и распределяете роли?

– Я никогда не навязываю детям своё мнение. Обычно приношу в класс несколько сценариев, ребята их читают, потом на занятии кружка, (традиционно мы собираемся по четвергам), обсуждаем и останавливаемся на понравившемся всем. Но, в основном, при выборе спектакля я ориентируюсь на то, сколько ролей в нём задействовано, чтобы все ребята могли принять участие. У нас нет такого, что кто-то ничего не играет. Пусть это будет маленькая роль, второстепенная, но ребёнок должен выйти на сцену. Поэтому очень сложно подобрать сценарий, и это объясняет то, почему мы останавливаемся на сказке. Там, как правило, много героев, а не пять-семь, как обычно в серьёзном спектакле. К тому же, мы всегда меняем роли, если в одном спектакле ребёнок сыграл главную, то в другом – второстепенную. У нас нет «звёзд». Конечно, есть дети более талантливые, а есть менее. Но я по опыту скажу – неодарённых детей нет. Надо просто их увидеть, им довериться, и они выложатся «на полную катушку». Я не могу сказать, что у меня есть какой-то лидер в группе. Есть дети, которым подходят определённые роли, и мы это учитываем при их распределении. Выбор ролей мы начинаем всегда с мнения детей, потом я говорю, кто им больше понравился и почему. И это, я считаю, правильно, потому что если ребёнок сам выбрал роль, то он её сыграет на «отлично», выложившись полностью. И у нас ни разу не было такого, чтобы их выбор не совпал с моим.

– Чья идея назвать театр «Маски»?

– Это название родилось на летней школьной площадке, когда дети были ещё маленькими. Именно тогда мы задумали появление театрального кружка, и на всю летнюю смену в него записался практически весь мой класс. Получился один отряд с театральным уклоном, который сами ребята предложили назвать «Маски». С тех пор оно у нас и сохранилось.

– Где берёте костюмы и декорации?

– Шьём и мастерим сами из подручного материала. Денег на это и спонсоров у нас, увы, нет. В ход идут шторы и тюль, которые нам дали бабушки из клуба по интересам «Светофор», с ними мы давно дружим, и родители. Платья мы с девушками шили самостоятельно вручную, а костюмы парням по нашим выкройкам – их мамы. Все потом думали, что мы их купили, настолько они получились качественными и красивыми.

Очень хорошо нам помогают активисты «Светофора», за что им большое спасибо. Какой бы спектакль не проходил, они чем-нибудь обязательно выручат. Будь то старый сундук или ткань для обшивки «царского» трона. На Новый год они нам подарили четыре концертных платья, в которых когда-то выступали сами. Мы очень рады этому и планируем из них сделать новые костюмы. Большую помощь в подготовке к спектаклям нам оказывают также Евгений Павлович Цыпленков и мой муж – Михаил Геннадьевич Берюков.

Например, кулисы мы рисуем на старых простынях. Опять же, «кидаем клич» дедушкам, бабушкам, мамам, папам – есть ли у них старые шторы или простыни. Просим ничего не выбрасывать, даже если дырявые, мы это всё приспособим. Все это уже знают и прежде чем что-то выбросить – интересуются – пригодится ли это нам. Всё делаем силами школы, учащихся и родителей. Когда, например, собирали одежду на спектакль «Апрель 45-го», то ходили к ветеранам, бабушкам, дедушкам, смотрели старые фотографии, чтобы дети выглядели соответственно духу того времени.

Процесс создания костюмов и декораций – это ещё один пласт, который также занимает время и сплачивает коллектив. Ведь участие в этом принимает весь класс.

Все декорации и костюмы приходится хранить у меня дома, потому что в школе места для этого, к сожалению, нет. А некоторые после премьеры и вовсе разбираем и возвращаем материал хозяевам.

Мечтаем, чтобы у нашего театра в школе, наконец появилось своё помещение. Ведь сейчас мы собираемся в моём кабинете, репетируем здесь же и в спортзале, где и проходят наши премьеры.

– Как вы считаете, оказывает ли посещение Вашего кружка воспитательное воздействие на ребят?

– Конечно. Ведь сказка, как говорится «ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». К тому же, это дисциплинирует. Ребята учатся слушать друг друга, держаться на сцене. Я считаю, что именно благодаря театральному кружку наш десятый класс такой активный, инициативный. Ребята не боятся сцены, не робеют выступать. Поэтому они участвуют у нас во всех школьных мероприятиях. Во всех литературных конкурсах победителями также являются члены кружка. Неоднократно они одерживали победы в районных конкурсах и представляли муниципалитет в области. И вообще, они отличаются от других детей. Они не «комплексуют», не стесняются, открытые и с ними очень интересно. Например, во время репетиций дети высказывают свою точку зрения, предлагают, как бы они выступили. Я прислушиваюсь к их пожеланиям, потому что я и режиссёр, и сценарист, и звукорежиссёр – всё в одном лице. И их помощь мне необходима, потому что они со своей точки зрения оценивают ту или иную роль, и каждый вносит свою лепту.

– Старшие ребята уйдут – новые придут?

– Безусловно. Театр будет существовать всегда. Потому что это нужно школе, это интересно, красиво, развивает детей, нравится родителям. Ребята задействованы, не бегают без дела по улице. Они читают художественную литературу, у них развивается артикуляция, пластика и вокальные данные. Я думаю, что дети, покинув школу, будут с теплотой вспоминать наш кружок. Мы проводили анкетирование что больше всего заполнилось им в прошедшем году и одним из положительных и эмоциональных факторов дети называли театральный кружок «Маски».